Дополнительный, или параллельный денежный рынок

Дополнительный рынок негарантированный. В него входят: межбанковский рынок, стерлинговые депозитные сертификаты, долларовые депозитные сертификаты, ценные бумаги местных властей, финансовых компаний и фирменные ценные бумаги. В 1986 г. на лондонский дополнительный рынок Банком Англии были допущены краткосрочные коммерческие евровекселя и стерлинговые краткосрочные коммерческие векселя. Банк при их выпуске ставит одно условие: акции эмитентов должны быть зарегистрированы на фондовой бирже. Благодаря созданию в последнее время более либеральных условий рост дополнительного рынка оказался весьма значимым. В 1990-е гг. на дополнительном рынке рост казначейских векселей, акцептных векселей (выписанных в фунтах стерлингов) и стерлинговых депозитных сертификатов был намного выше этого показателя ценных бумаг депозитных властей и иностранных депозитных сертификатов.

Лондонский валютный рынок

На этом рынке действует более 700 британских и иностранных банков, а также других кредитно-финансовых учреждений. Некоторые из них покупают и продают иностранную валюту за собственный счет. В случае проведения крупных операций агенты по покупке и продаже иностранной валюты могут выступать как посредники. Все брокеры на этом рынке — члены Ассоциации брокеров по операциям с иностранной валютой и валютными депозитами. Банк Англии осуществляет жесткий контроль над соглашениями по заключению важных сделок, а также самостоятельно ведет дела от имени своих клиентов (правительственных ведомств и центральных банков других стран). Операции на Лондонском валютном рынке аналогичны операциям на других рынках, в том числе на рынках наличного товара (спот), по сделкам на срок, фьючерсов, опционов, арбитражных операций и валютных свопов.

Изменения в общей финансовой политике Великобритании

Политика английского правительства изменяется не только в силу вхождения страны в ЕС, хотя традиционно правительство в области финансовой политики дистанцируется от общей политики ЕС (в частности, в вопросе относительно евро). Меняющие друг друга правительства консерваторов и лейбористов заметно изменяют сами основы экономической политики страны. В этой связи определенный интерес представляют высказывания лидера парламентской фракции тори Питера Лилея, ранее бывшего одним из наиболее последовательных сторонников политики правительства Маргарет Тэтчер. В частности, он заявил, что "тэтчеризм более не должен быть направляющей философией партии. Консерваторы должны выступать за государство всеобщего благоденствия. Разговоры же о "свободном рынке" должны пойти на убыль. Мы должны отказаться от утопической мечты о приватизированном здравоохранении и образовании"[1]. Неслучайно эта речь "была повсюду расценена как предсмертный хрип одного из когда-то доминировавших ортодоксальных ученых"[2]. Напомним, что экономической базой государства всеобщего благоденствия является кейнсианство. Однако Англия не вошла в зону евро и всячески уходила от общей ответственности за судьбу ЕС, даже в период кризиса долговой задолженности в ряде стран еврозоны.

Казалось, в условиях кризиса 2008—2010 гг. глобальная ситуация в мире изменилась, и лидеры G-7, в том числе Великобритании, согласились с необходимостью полной ревизии предыдущей идейной базы экономической политики. Однако как только по итогам 2010 и первой половины 2011 г. был сделан вывод о "возобновлении роста", британское правительство в целом стало проводить прежнюю политику, включая банковские операции. Но вряд ли это направление является перспективным — сама современная ситуация в ЕС требует от Великобритании другой политики. Судя по активизации правительства в условиях кризиса евро в 2012 г., оно в значительной мере, как представляется, осознает такую необходимость.