Лекция 2. Дополнительные операции банков
Как уже отмечалось, ОГЛАВЛЕНИЕ банковской деятельности, направленной на клиента, раскрывается через следующие фундаментальные понятия.
1. Банковский продукт — конкретный способ, с помощью которого банк оказывает ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента. Банковский продукт — это не что иное, как банковская технология, т.е. определенное умение сотрудников байка, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в "резерве".
2. Банковская операция — сами действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка, совершаемые в процессе обслуживания клиента (оказание ему конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта.
3. Банковская услуга — результат банковской операции, т.е. ее итог или полезный эффект, состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже цепных бумаг и т.д. и т.п.).
Далее в данной части книги в зависимости от контекста будут рассматриваться, как правило, либо дополнительные операции (действия) банков, либо их результат, полезный эффект — дополнительные услуги банков. Это также означает, что в данном случае "за кадром" остаются вопросы разработки банком новых (или модифицированных) дополнительных продуктов. При этом следует иметь в виду, что данные вопросы относятся к числу внутрибанковских (клиенту, в принципе, не важно, как именно в арсенале банка оказываются новые продукты).
Банковские операции и, соответственно, услуги могут быть ориентированы па производственные и иные потребности самого банка, включая разные его подразделения и конкретных сотрудников. Однако здесь будут рассматриваться главным образом такие дополнительные операции и услуги, которые банк оказывает сторонним лицам -своим клиентам, а также другим кредитным организациям.
После этих предварительных замечаний необходимо остановиться на главном вопросе — о том, что следует понимать под дополнительными операциями (услугами) банков. При этом мы исходим из того, что проблема разделения операций (услуг) банков на базовые (основные) и дополнительные это фактически вопрос о сущности или экономической природе банков как особых финансовых институтов.
Можно использовать следующий простой подход: считать дополнительными все тс операции (услуги) банков, которые не являются базовыми. Базовыми для современных российских коммерческих банков можно считать следующие операции (услуги)1:
• прием денег во вклады (депозиты) от физических и юридических лиц;
• выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов;
• проведение расчетов и платежей по поручению физических и юридических лиц с их банковских счетов;
• кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
• купля-продажа иностранных валют.
Именно эти операции определяют природу банков как особых финансовых институтов, и в то же время в данном перечне отражается специфика деятельности банков в российских условиях. Следовательно, все, что не попадает в него, — это дополнительные операции. И такой подход к вопросу нельзя было бы назвать неверным. Однако он нуждается в уточнении, расшифровках и разъяснениях. При этом неизбежно возникают разные точки зрения, отбросить которые невозможно.
Однако прежде чем рассмотреть их, необходимо привести еще некоторые соображения.
Во-первых, все рыночные денежные операции, которые банки вправе проводить, принято делить на три категории, причем само это деление тоже можно выполнить по-разному. Так, в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" (ст. 5 "Банковские операции и другие сделки кредитной организации") оно осуществлено следующим образом:
К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и па определенный срок);
2) размещение указанных в п. 1 части 1 настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денег... векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) переводы денег... но поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). <...>
Кредитная организация помимо перечисленных в части 1 настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лип исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление деньгами... и иным имуществом по договорам с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг. Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ.
Смысл такого деления состоит в том, что все операции, которые банки вправе проводить, подразделяются на следующие виды.
1. Операции, которые банки не могут не выполнять и которые никому, кроме банков, не могут быть доверены и дозволены. В ст. 1 Закона к данной категории отнесены только 3 группы операций:
1) привлечение во вклады денег физических и юридических лиц;
2) их размещение от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Но на самом деле в нее следует включать большее число операций из числа тех, что значатся в части 1 ст. 5 Закона. В то же время в этой части упомянуты и такие операции (к примеру, инкассация, выдача банковских гарантий), которые па самом деле следовало бы отнести к так называемым сделкам, т.е. в часть 2 статьи.
2. Операции, которые могут выполнять только банки и небанковские кредитные организации. По логике вещей именно операции данного рода должны были бы составить ОГЛАВЛЕНИЕ части 2 ст. 5 Закона, однако в нее попали в основном такие операции, которые фактически следовало бы отнести к части 3 данной статьи.
3. Операции, которые банки и НКО могут проводить наравне с прочими хозяйствующими организациями, т.е. такие, которые не характерны только для кредитных организаций в целом и банков в частности.
Как видно из сказанного выше, в ст. 5 Закона представлена запутанная классификация операций (сделок) банков. Поэтому ее нельзя использовать при делении банковских операций на базовые и дополнительные.
В то же время понятно, что операции, относящиеся к первой категории (точнее, те, которые должны в нее входить), неизбежно попадают в разряд базовых. Операции, которые должны быть отнесены ко второму типу, можно, видимо, считать дополнительными уже на том основании, что ими могут заниматься не только банки, но и иные КО. Операции, значащиеся в третьей категории (точнее, те, которые должны в нее входить), по определению не могут быть базовыми (они вообще не являются банковскими по своей природе), следовательно, они могут толковаться как дополнительные.
Во-вторых, в Законе перечислены далеко не все операции (сделки), которые банки реально проводят. Это едва ли можно рассматривать как его недостаток, тем не менее не значащиеся в нем операции также должны быть приняты во внимание при определении состава и характеристик дополнительных банковских операций.
Теперь вернемся к точкам зрения, которые необходимо учесть при характеристике дополнительных операций. Первый подход по традиции может быть назван практическим. Его сторонники считают, что существует два варианта рассуждений, один из которых будет отражать позицию клиентов банков, а второй — позицию самих банков.
Вариант 1. С практической точки зрения большинству клиентов банки нужны прежде всего как расчетные (расчетно-платежные) и кредитующие организации. Получается, что основополагающим признаком банков можно считать их способность удовлетворять потребности своих клиентов в четком проведении расчетов и платежей и в получении кредитов. Все остальные услуги, которые банки готовы предложить клиентам, те вправе понимать как операции дополнительные (хотя и возможные, но не всегда обязательные, не жизненно важные).
Ясно, что потребности разных клиентов в конкретных видах банковских услуг могут отличаться в большей или меньшей степени. В зависимости от этого деление операций банка на базовые и дополнительные по мнению разных клиентов будет различным. К примеру, если в арсенале банка имеются лизинговые операции, которые сам он считает дополнительными, то отношение к ним клиентов может быть неоднозначным. Хозяйствующий субъект, регулярно приобретающий производственное оборудование в лизинг, будет считать его базовой операцией, а другой клиент, способный приобрести все необходимое другим способом (например, за счет банковского кредита), — дополнительной (он будет иметь в виду возможность получить от банка данную услугу, по пока не более того). Наконец для третьего клиента, который вообще не думает пользоваться лизингом, данной услуги банка как бы вообще не существует.
При этом для дополнительных операций (в отличие от базовых) не имеет значения, каков характер (объективный или субъективный) потребностей клиента в таких банковских услугах. Другими словами, они могут вызываться как реальной необходимостью, так и другими причинами. К примеру, потребность получать услуги, которые банк может оказывать посредством финансовых (банковских) карт, может быть не более чем данью моде или способом работы клиента над своим имиджем.
Как известно, клиент может обслуживаться в нескольких банках. В связи с этим не исключен такой вариант, когда услуги одного банка он будет склонен считать базовыми, а другого (если объемы их предоставления скромнее либо сами они менее привлекательны по каким-либо параметрам) —дополнительными.
Вариант 2. Точка зрения самих банков на тот же самый вопрос обычно выглядит несколько иначе. Согласно ей дополнительными могут считаться следующие их операции (услуги):
1) новые (нетрадиционные), в том числе такие, которые нужны банку исключительно или преимущественно для демонстрации своей прогрессивности, умения работать на уровне лучших российских или мировых образцов;
2) не имеющие широкого распространения в банковском сообществе в силу ограничений, устанавливаемых регулирующими органами (необходимость получения особых разрешений, специальных лицензий);
3) не являющиеся специфически банковскими (далее — общие или неспецифические);
4) на проведение которых банк направляет незначительную часть своих активов (либо потому, что данные операции не пользуются широким платежеспособным спросом, либо из-за того, что банк считает такую политику более целесообразной независимо от того, как оценивают такие операции клиенты, либо в силу недостаточности средств или отсутствия нужных специалистов, необходимого оборудования) и доходы от которых, соответственно, имеют незначительный удельный вес в общем объеме (т.е. в данный момент банк на них не специализируется);
5) технологически необходимые, обязательные при оказании клиентам базовых и иных услуг (далее — вспомогательные);
6) технологически возможные (хотя и необязательные) при оказании клиентам базовых услуг в "пакете" с ними (далее — сопутствующие);
7) необходимые и (или) возможные только в особых обстоятельствах и случаях (далее — специальные).
Имеется, естественно, мнение законодателя. В целом в нашем банковском законодательстве нет деления операций (сделок) кредитных организаций на основные (базовые) и дополнительные. По существу, как уже было сказано выше, в нем присутствует некая классификация, но составлена она излишне непрофессионально и только запутывает весь вопрос.
Взгляд регулирующих органов нигде прямо не зафиксирован, но о нем можно судить по косвенным признакам. Так, из перечисленных в Инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И "Об обязательных нормативах банков" 9 обязательных нормативов банковской деятельности 4 (Н6, Н7, Н9.1, Н10.1) посвящены операциям кредитования, 3 (Н2, НЗ, Н4) — проблеме ликвидности банка, т.е. расчетно-платежным операциям. Эти блоки отношений, за которыми Банк России считает необходимым наблюдать особенно строго, и являются, видимо, с его точки зрения основными (базовыми).
Точка зрения ученых на рассматриваемый вопрос, как и в случае с базовыми операциями банков, должна основываться на практическом подходе. Необходимо, чтобы она корректировала его, обосновывала то, что сам практический подход к проблеме может воплощаться во множестве конкретных вариантов.
Иными словами, то, как на самом деле поведет себя тот или иной банк па рынках дополнительных услуг, зависит прежде всего от него самого, от избранной им стратегии, от того, какие именно цели он ставит перед собой на данном этапе своего развития и, в частности, какой уровень универсализма (специализации) он посчитает для себя целесообразным или возможным. При этом цели должны регулярно пересматриваться, корректироваться. Если говорить об уровне универсализма (специализации), то это будет означать пересмотр или корректировку перечня дополнительных операций (услуг), оказываемых клиентам, которые банк считает целесообразными в данный конкретный период.
Ни проведение банком всех известных дополнительных операций, ни предпочтение тех или иных из них не может быть самоцелью (правда, следует учитывать, что вспомогательные сделки технологически неизбежны в ходе основной деятельности банка). Подход к определению перечня дополнительных операций, проводимых банком (как и в случае с базовыми), в каждый определенный момент должен быть практичным, направленным на прибыльность и устойчивость. Для этого банк должен учитывать:
• платежеспособный спрос на его конкретные дополнительные услуги;
• ожидаемое в обозримой перспективе изменение спроса на них;
• степень готовности его самого к проведению тех или иных дополнительных операций;
• уровень рентабельности проводимых и планируемых (или модифицированных) дополнительных операций.
Дополнительные услуги банков в той или иной мере необходимы каждому клиенту. Следовательно, они нужны и самим банкам. Кроме того, как уже отмечалось, банку они необходимы еще и потому, что иначе он просто не смог бы проводить свои базовые операции (и в этом смысле традиционно жесткое деление операций банков на основные и дополнительные в значительной степени лишено рационального содержания), а также для того, чтобы быть действительно универсальной кредитной организацией, где клиент при необходимости может удовлетворить любые свои потребности в банковских услугах.