Дополнительные методы управления запасами

К наиболее распространенным дополнительным системам управления запасами относятся:

♦ система с установленной периодичностью пополнения запасов до определенного уровня:

♦ система "минимум-максимум".

В системе с установленной периодичностью пополнения запасов до определенного уровня, как и в системе с фиксированным интервалом времени между заказами, входным параметром является период времени между заказами. В отличие от основной системы, она ориентирована на работу при значительных колебаниях потребления. Чтобы предотвратить завышение объемов запасов, содержащихся на складе, или их дефицит, заказы производятся не только в установленные моменты времени, но и при достижении запасом порогового уровня. Система включает в себя элемент P-модели, т.е. установленную периодичность оформления заказа, и элемент Q-модели, т.е. отслеживание порогового уровня заказа.

Отличительной особенностью системы является то, что заказы делятся на две категории - плановые и дополнительные. Плановые заказы производятся через заданные интервалы времени, а дополнительные заказы - при отклонении темпов потребления от запланированных.

Система "минимум-максимум" также содержит в себе элементы основных систем управления. Система ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Поэтому в рассматриваемой системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В этом случае размер рассчитывается так. чтобы поставка пополнила запасы до максимально желательного уровня. Таким образом, система работает лишь с двумя уровнями запасов - минимальным и максимальным.

ABC-XYZ - классификация при управлении запасами

Исторически происхождение метода связано с решением снабженческих проблем, а именно с необходимостью концентрации усилий на тех продуктах, которые имеют наибольший вес в общей стоимости сырья и материалов. В принципе ABC анализ имеет очень широкую область применения, поскольку в соответствии с исследуемыми величинами (например, товары, клиенты) классификации могут быть подвергнуты самые разные области.

АВС-анализ опирается на гипотезу о том. что в реальности нередко 20% элементов обеспечивают около 80% результата. Эта гипотеза основывается на так называемом принципе Парето, который был выдвинут итальянским экономистом Парето (1848-1923) и утверждает, что в пределах заданной группы или совокупности отдельные объекты имеют гораздо большее значение, чем то, которое соответствует их доле в численности этой группы.

ABC-анализ применяют в логистике с целью сокращения запасов, сокращения количества перемещений на складе, общее увеличение прибыли предприятия.

Идея ABC-анализа состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов, к примеру, ассортимента товаров, выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели.

Рассмотрим ассортимент склада. Предположим, что на 12 % товаров от общего количества приходится 82 % товарооборота (группа А), на 19 % товаров - 14 % товарооборота (группа В) и на 69 % всего 4 % товарооборота (группа С). При традиционном подходе затраты на управление запасами составляют неизменную величину, к примеру 5 условных единиц на каждый товар. Затраты на ОГЛАВЛЕНИЕ запасов и на доставку товаров составляют 500 условных единиц. Увеличим в 2 раза стоимость управления товаров группы А и снизим в два раза в два раза расходы на товары группы С. Стоимость управления объектами группы В оставим без изменения Простой расчет (12x10 + 19x5 + 69x2,5 = 387,5) показывает снижение стоимости хранения товаров на 112,5 условных единиц.

ABC-метод используется в снабжении, в сбытовой деятельности, при классификации потребителей и при управлении запасами.

Классический порядок ABC - классификации включает в себя ряд этапов:

1. Выбор критерия классификации.

2. Составление таблицы ABC - анализа.

3. Выделение классификационных групп.

Первый этап. Выбор критерия классификации зависит от стратегии предприятия и требует совместного обсуждения этого вопроса службой логистики с руководителями подразделений предприятия. В качестве критериев классификации могут выступать: цена закупки; прибыль от продаж; доля прибыли; доход от продаж; доля в обороте; рентабельность продаж; средний уровень запаса; доля в созданных запасах; период (скорость) оборота запаса.

Второй этап классификации включает в себя основные расчеты и сортировку полученных результатов.

Третий этап классификации - выделение групп классификации. Проводится на основе закона Парето. Согласно этому закону 20% объектов, дают, как правило, 80% результатов. Соответственно, оставшиеся 80% объектов дают 20% результатов. Закон Парето является универсальным и распространяется на многие объекты живой и неживой природы.

Таблица 3

Математическая модель ABC-анализа

№ п/п

Критерий (признак) классификации

Доля каждой позиции в общей сумме критериев

Упорядоченный список

Нарастающий

итог

Группы

1.

2

2/∑х100=(х1)

3)

3)

А -

20%

2.

10

10/∑хl00 =(х2)

4)

3)+(Х4)

3.

60

60/∑х100=(х3)

2)

3)+ (Х4)+ (Х2)

В - 30%

4.

40

40/∑х100=(х4)

1)

3)+(Х4)+(Х2)+(Х1)

..

..

..

...

...

...

..

..

...

...

С - 50%

n

n

n/∑х100=(хn)

...

100,0

итого

Σ

2 =100,0

Σ =100

Хх

На практике ABC-классификация реализуется в трех основных направлениях: в снабжении; в сбытовой деятельности; при классификации потребителей, при управлении запасами.

При организации снабжения предприятия сырьем и полуфабрикатами особое внимание уделяется товарам с высокой долей стоимости или высоким оборотом

Этапы и принципы работы с предметами снабжения категории "А" включают в себя следующее: подробный анализ рынка, цены и структуры себестоимости по этим товарам; правильное составление заявок; интенсивное, точное планирование; отбор надежных, высокопроизводительных поставщиков; точные сроки поставок; небольшой объем заказов; строгий контроль при управлении запасами; минимизация сроков обновления запасов; точное определение объема резервного запаса.

Вместе с тем необходимо сократить расходы на предметы снабжения категории "С".

Этапы и принципы работы с предметами снабжения категории "В" зависят от конкретных обстоятельств. Часто используется смешанный вариант стратегии.

При использовании ABC-анализа в сбытовой деятельности ассортимент готовых изделий разбивают на три группы.

Группа "А" - наиболее ценные изделия, на их долю приходится около 80% общей стоимости изделий. Количественно составляют 15-20%.

Группа "В" - средние по стоимости товары.

Группа "С" - самые дешевые товары.

Группа "А" должна находиться под строгим контролем и учетом, так как изделия этой группы основные в бизнесе фирмы (непрерывный контроль).

Изделия группы "В" требуют обычного контроля, налаженного учета и постоянного внимания (ежемесячный контроль).

Изделия группы "С" нуждаются в обычном контроле, то есть в периодической проверке уровня запаса (ежеквартальный контроль).

ABC-анализ при классификации потребителей. Раз в году все клиенты подразделяются на категории с помощью классификации ABC. Для этого используют следующие критерии: объем продаж на настоящий момент; объем заказов; сочетание объема и периодичности запасов; уровень конкуренции за данного клиента; потенциальный объем продаж; периодичность заказов; платежеспособность.

Классификация клиентов осуществляется поэтапно. На каждом этапе выставляется балльная оценка.

1. Проводится оценка потенциала сбыту клиенту - крупный, средний, незначительный.

2. Определяются возможные направления развития потенциала клиента - положительный, нулевой, отрицательный.

3. Рассматривается этап сотрудничества с данным клиентом - начало, продолжение, постоянно.

4. Определяются необходимые усилия для успешного сотрудничества с данным клиентом - значительные, средние, незначительные.

5. Учитывается платежеспособность клиента и уровень рентабельности, который может быть достигнут с учетом необходимых затрат на реализацию. Затраты могут быть - незначительные, средние, значительные.

6. Определяется, каковы шансы на успех сотрудничества с клиентом с учетом уровня конкуренции, этапа сотрудничества - долгосрочные, среднесрочные, кратковременные.

7. По каждому клиенту подсчитывают количество баллов и сравнивают их.

На основании суммы баллов клиенты подразделяются на категории, определяющие объем работы с каждым из них. Классификация клиентов позволяет определить приоритеты и установить необходимую периодичность посещений. Наличие такой классификации способствует более четкой ориентации на работу с крупными покупателями и ведет к снижению затрат и повышении конкурентоспособности предприятия.

Метод ABC в последние десятилетия значительные изменился. Эти изменения коснулись всех трех этапов метода.

Первый этап. Особенностью АВС-классификации на первом этапе является то, что современная бизнес - ситуация не может быть охарактеризована одним критерием. Чаще всего требуется использование от двух до четырех критериев. Однако классический способ классификации дает возможность использовать только один критерий. В связи с этим используется три модификации АВС-анализа.

1. Последовательная классификация. При очень широком круге номенклатуры (десятки и сотни тысяч) хороший результат дает механизм последовательного использования критериев. Первоначально классификация проводится по наиболее существенному критерию. Затем для группы А проводится классификация по второму критерию. Последовательная классификация приводит к относительно немногочисленному составу группы А.

2. Параллельная классификация. ABC-классификация проводится для каждого из критериев отдельно (параллельно), а затем методом парных сравнений определяются товары относящиеся к группам АА, АВ, АС; ВА, ВВ, ВС и СА, СВ, СС.

3. Расчет синтетического критерия классификации. Этот подход заключается в формировании синтетического критерия классификацию. Для каждого из выбранных критериев классификации определяется удельный вес. соответствующий значимости данного критерия в реализации стратегии предприятия. Например, пусть выбраны три критерия классификации: закупочная цена единицы запаса (Ц), рентабельность продажи единицы запаса данной номенклатуры (Р) и период оборота единицы запаса (О). В результате согласования стратегии и позиций руководителей служб и подразделений определены следующие весовые коэффициенты критериев (таблица 4).

Для каждой позиции номенклатуры требуется провести расчет синтетического критерия классификации, при этом весовой коэффициент перемножается на значение критерия (таблица 4). Суммирование получившихся значений при определении значения синтетического критерия (последний столбец таблицы 5) не имеет экономического смысла, но дает возможность одним числом охарактеризовать каждую номенклатурную позицию, включенную в классификацию, и провести АБС - анализ по классической схеме с использованием одного критерия классификации.

Таблица 4

Весовые коэффициенты критериев классификации

Критерий

Весовой

коэффициент

1

Закупочная цена единицы продукции (Ц)

0,3

2

Рентабельность продажи единицы запаса (Р)

0,5

3

Период оборота запаса (О)

0,2

Итого

1,0

Таблица 5

Расчет синтетического критерия классификации

Наименование позиций

Значение критерия

Весовой коэффициент

Значение синтетического критерия

Ц, руб/ед.

Р, % ед

О, дни

Ц

Р

О

1

2

3

4

5

6

7

8

[3]х[6]+[4]х[7]+[5]х[8]

1

хxxxx1

30

10

30

0,3

0,5

0,2

20

2

ххххх2

45

9

24

0,3

0,5

0,2

22,8

3

хххххЗ

18

18

45

0,3

0,5

0,2

23,4

...

...

...

...

...

...

Второй этап ABC-классификации. Здесь иногда встает задача сортировки таблицы АВС. Выбор направления классификации, т.е. по возрастанию или по убыванию, определяется экономическим ОГЛАВЛЕНИЕм критерия классификации. Так, при использовании в качестве критерия классификации закупочной цены продукции сортировка позиций проводится по убыванию, так как экономия на закупке требует наибольшего внимания к позициям с высокой закупочной ценой (группа "А").

Критерий скорости оборота запаса может требовать сортировки по возрастанию значений критерия так как в группу "А" должны включаться позиции, имеющие максимальную частоту заявок на обслуживание потребителей.

Третий этап. В классическом подходе к ABC-классификации предполагается, что закон Парето действует в сфере бизнеса и. в частности, проявляется в статистике движения запасов. Однако опыт показывает, что закон Парето не всегда является эффективным при управлении запасами. В этом случае целесообразно использовать экспертный подход определения границ групп, в котором рекомендуемые значения границ между групп определяют специалисты предприятия, исходя из текущей ситуации.

Кроме того, для разделения товаров на группы А, В и С можно применить метод построения кумулятивной прямой. Он заключается в построении графика ABC - анализа и разделение ассортимента на группы.

Итак, современные подходы к ABC - классификации требуют внимания к следующим вопросам:

1. Выбор критерия классификации в связи с реализуемой стратегией предприятия

2. Использование более одного критерия классификации.

3. Невыполнение закона 80:20 в сфере управления запасами.

4. Использование экспертного метода и метода построения кумулятивной прямой для определения количества и границ групп ABC - классификации.

Выводы

1. Функция управления запасами тесно связана с закупками (снабжением) предприятия транспортировкой и продажами. При недостаточном уровне работы с запасами на предприятии возникают затраты на ОГЛАВЛЕНИЕ запасов и снижается уровень обслуживания покупателей (дефицит).

2. Для успешной работы в области управления запасами необходима постановка эффективной системы управления запасами на предприятии. Одномоментное решение проблемы в области управления запасами невозможно, поэтому оптимизация запасов связана с кропотливой и ежедневной работой.

3. В области управления запасами необходимо рассматривать два уровня: уровень анализа (стратегический) и оперативный уровень.

4. ABC-классификация является универсальным инструментом, используемом в том числе в логистике запасов. В последние годы метод претерпел значительные изменения, которые касаются всех этапов классификации.