Дополнительные методы этнопсихологических исследований
К числу дополнительных методов этнопсихологических исследований обычно относят: метод изучения этнических стереотипов, метод контент-анализа, количественные методы, моделирование, региональную картотеку человеческих отношений, тренинг кросскультурных умений.
Метод изучения этнических стереотипов представляет собой использование специальных методик, предназначенных для исследования устойчивых ценностных ориентации, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей.
В настоящее время больше всего применяются психосемантические методики, например, разработанные В. Ф. Петренко. В одной из них стимульный материал представляет собой 40 оценочных биполярных шкал. Анализ проводится по десяти выделенным факторам, в соответствии с которыми по всей выборке дифференцируются образы исследуемых народов, что позволяет изучить национальные стереотипы на уровне образа. Эта методика дает возможность более глубоко исследовать и механизмы стереотипизации.
Широко применяется и методика "множественной идентификации" того же автора, с помощью которой можно проводить сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков. Апробация этой методики проводилась на материале русской и азербайджанской выборок (девушек-студенток от 20 до 30 лет), для которых было выделено 90 возможных поступков из семейно-бытовой сферы: "познакомиться с парнем на улице", "стремиться к высшему образованию", "распоряжаться семейным бюджетом", "курить сигареты", "изменить мужу в ответ на его измену" и т.д. Поступки выделялись с учетом их типичности для сопоставляемых культур и естественности для исследуемой социальной группы. Испытуемые оценивали значимость каждого поступка по шестибалльной шкале с 12 ролевых позиций: 1) я сама; 2) моя мать; 3) идеал женщины с моей точки зрения; 4) идеал женщины, принятый в обществе; 5) типичная женщина; 6) женщина 40 лет назад; 7) женщина через 20 лет; 8) женщина с неудавшейся личной жизнью; 9) презираемая мною женщина; 10) русская (для азербайджанок) и азербайджанка (для русских); 11) грузинка; 12) эстонка. Формой обработки данных и одновременно формой их представления выступало построение семантических пространств с использованием факторного анализа, который позволил свести множество поступков к обобщенным "типичным" показателям, объединяющим сходные поступки в одно измерение[1].
Контент-анализ в этнопсихологических исследованиях (от англ. contents – ОГЛАВЛЕНИЕ) – метод анализа и оценки информации (содержащейся в научных источниках, художественной и мемуарной литературе, в различных документах, архивных материалах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц текста и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Применительно к изучению национальной психологии он состоит в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национальные особенности: специфику проявления национального сознания и самосознания, черт национального характера и темперамента, других национально-психологических особенностей людей.
В настоящее время существуют специальные программы для ЭВМ, которые помогают автоматически проводить такой анализ и оценку при условии предварительного ввода соответствующего текста в компьютер. При широкой компьютеризации, создании соответствующего банка данных такой метод исследования становится все более доступным и перспективным (уже сегодня газеты могут высвечиваться на дисплее, многие книги печатаются с помощью ЭВМ и т.д.).
Количественные методы в этнопсихологии – совокупность способов, приемов, методик для описания процедур получения и выражения формализованного результата в этнопсихологических исследованиях с использованием современных достижений математики и вычислительной техники.
Количественные методы находятся в тесной связи и взаимодействии с методиками качественного анализа. Тормозят процесс применения количественных методов трудности формализации знаний при изучении, анализе и обобщении национально-психологических особенностей людей, недостаточный уровень подготовки кадров и отставание технической оснащенности.
Метод моделирования в этнопсихологии – совокупность способов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общностей, а также их национально-психологических особенностей.
Региональная картотека человеческих отношений (Human Relations Area Files – HRAF) – метод, применяющийся в основном зарубежными исследователями и заключающийся в обобщении, классификации и систематизации хранения этнографических и этнопсихологических данных.
Его автор – Д. Мердок – начал работу над картотекой в конце 30-х гг. XX в. Сейчас она представляет собой огромное количество электронных файлов, в которых содержатся разнообразные сведения о различных сторонах жизни, деятельности, поведения и национально-психологических особенностях многих этнических общностей мира, сгруппированные по двум признакам: территориально-культурному и предметному. Для этнопсихологии HRAF интересен тем, что там зафиксированы типичные этнопсихологические характеристики и способы поведения, свойственные представителям конкретных этнических общностей[2].
Тренинг кросскультурных умений – совокупность способов, приемов и методик для активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей. В тренинге используются специальные социально-психологические средства самопознания, мониторинг и программирование межличностного поведения в иной культурной среде.