ВТО – основа многостороннего регулирования международной торговли

В 1990-е гг. главным направлением деятельности ВТО была либерализация торговой политики, заключающаяся в открытии странами своих границ для торговых и финансовых отношений, а также соблюдении прав интеллектуальной собственности. Реализация данных мер позволила увеличить объем мировой торговли в период с 1994 по 1998 г. на 25%, однако распределение выгод происходило крайне неравномерно: на наименее развитые страны, население которых составляло в этот период 20% мирового, приходилось лишь 0,03% мирового товарооборота [1].

Характерной тенденцией современного этапа является расширение сферы деятельности ВТО, выходящей за рамки обмена и касающейся вопросов производства и внутренней экономической политики. Одним из приоритетных направлений деятельности продолжает оставаться снижение ставок таможенных тарифов и устранение нетарифных ограничений. Помимо этого под эгидой ВТО происходит унификация стандартов и технических требований, что заставляет страны – члены этой организации ориентироваться на международные стандарты при выработке национальных технических регламентов и стандартов качества производимой ими продукции.

Чем ВТО отличается от ГАТТ?

Среди принципиальных отличий ВТО от ГАТТ следует назвать следующие.

1. ГАТТ – это комплекс правил, зафиксированных в международном соглашении, которое не предусматривало создания какой-либо организационной основы. Хотя ГАТТ получило неофициальный статус де-факто международной организации, был необходим переход к более совершенному механизму. ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет собственный секретариат.

2. ГАТТ применялось на "временной основе", обязательства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными. Они ратифицированы парламентами всех стран-участниц, чего не было в отношении ГАТТ.

3. Правила ГАТТ применялись только к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО охватывает торговлю услугами, а также связанные с торговлей аспекты интеллектуальной собственности и инвестиции.

4. Хотя ГАТТ и являлось многосторонним международным инструментом, к началу 1980-х гг. к нему добавились новые соглашения, в которых участницы ГАТТ могли, но не были обязаны участвовать.

Все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются обязательными для всех членов ВТО, и, таким образом, содержащиеся в них правовые нормы являются обязательствами для всех членов организации (исключение составляют Соглашения по гражданской авиатехнике и по правительственным закупкам, участие в которых необязательное).

5. Существующая в рамках ВТО система урегулирования споров действует почти автоматически, а потому вероятность того, что она будет блокирована, гораздо меньше, чем при старой системе ГАТТ.

6. ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств-членов, но и более широкими масштабами торгово-политической деятельности.

Источник: Комитет по интеграции, торгово-промышленной политике и ВТО. Всемирная торговая организация и Россия. Справочный материал. М., 2012. С. 13; URL: rgwto.com

В настоящее время продолжают возникать противоречия между странами с разным уровнем экономического развития, усиливается роль развивающихся стран в международной торговле, повышается значимость региональных торговых соглашений и торговли по линии "Юг – Юг", что в совокупности ведет к формированию новой многополярной торговой системы, однако ее основу по-прежнему составляют правила и принципы ВТО.

Попытка открыть новый раунд (первый в рамках ВТО) была сделана на Министерской конференции в Сиэтле (ноябрь 1999 г.), однако она не увенчалась успехом из-за несогласия развивающихся стран по поводу предложенной программы переговоров. Тем не менее в ноябре 2001 г. в Дохе (Катар) состоялась Четвертая конференция министров стран – членов ВТО, на которой был достигнут компромисс между интересами стран-участниц по программе переговоров, и принята Декларация, открывшая новый раунд переговоров (Доха-раунд) [2]. Предполагалось, что переговорный процесс завершится к 1 января 2005 г., но достигнуть договоренностей не удалось до настоящего времени, и это является одной из проблем современной международной торговой системы.

Пятая Министерская конференция состоялась 10–14 сентября 2003 г. в г. Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги международных торговых переговоров и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и "сингапурской повестки", консенсуса достигнуть не удалось и конференция закончилась практически безрезультатно.