Лекция 2. ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД – ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Древнейшие письменные документы, в которых затрагиваются социально-трудовые проблемы общества, относятся к III–II тысячелетиям до н.э. и охватывают такие страны, как Египет, Месопотамия, Шумер, Урарту, Хетское царство, Вавилон. Реконструкцию социально-трудовых отношений Древнего Востока осуществляют на основе изучения клинописных, папирологических, эпиграфических и нарративных источников. Сохранились многочисленные документы из храмовых архивов (арендные контракты об участках земли, письма чиновников, записи о выдаче продуктов и поставке зерна, переписи жителей рабочих поселков, договоры о купле- продаже рабов, материалы судебных процессов, наряды на работы) и стенные росписи гробниц. Храмовые чиновники и государственные служащие периодически устраивали ревизии скота и посевного зерна, имущества и рабочей силы. Из одного только Египта эпохи Нового царства (длившегося около 500 лет) дошло примерно 1,5 тыс. текстов государственной документации и частной деловой переписки.
Известны письменные свидетельства о проведении учета населения – его социального и демографического состава, отношения к военной службе и возможности участия в государственном управлении, уровня экономического благосостояния и т.п. – уже в III тысячелетии до н.э. Прежде всего, они были связаны с установлением численности населения, способного носить оружие и платить налоги. Античный историк Геродот сообщает, что скифский царь Ариантас для установления числа своих подданных приказал каждому из них принести по наконечнику стрелы. Аналогичным методом счета пользовался Тамерлан – каждый воин должен был положить по одному камню. В древнегреческих храмах использовался иной способ учета естественного движения населения. Жертвоприношение выполнялось по определенному ритуалу: при рождении приносились мера пшеницы, а при смерти – мера ячменя.
Строительство пирамиды[1]
Регулярными переписи населения – через каждые два года – были в Древнем Египте и Риме. Во времена египетского фараона Амазиса каждый житель обязан был явиться к специальному чиновнику и сообщить о своих занятиях, средствах и доходах. Государственное регулирование экономических отношений в централизованных обществах Древнего Востока основывалось на систематическом учете занятости населения. В определенной мере можно говорить о господствовавшей тогда "плановой" экономике, учитывающей меру труда и меру потребления (в соответствии с социально-имущественным статусом), основанной па жестком разделении труда и примитивной кооперации труда, централизованном распределении рабочей силы (рабов), зависимого населения по видам труда (свободном оргнаборе), принудительной регламентации труда и профессиональном закреплении работников. Несомненно, данные переписей обеспечивали решение не только финансово-экономических и военных задач (налогообложение, учет воинов), но и политических, поскольку определенный уровень обеспеченности давал право на участие в органах управления.
Древневосточные документы дают богатейшую информацию о социальной стратификации общества (рис. 2.1), профессионально-квалификационной структуре населения, формах социальной организации труда, нормах выработки, распределении рабочей силы, механизмах стимулирования труда и его оплате, структуре и продолжительности рабочего дня. Анализ первоисточников разрушает миф о примитивной организации древневосточного общества и убеждает в исключительном многообразии форм социально-экономических отношений.
Рис. 2.1. Социальная структура древнеегипетского общества
Одно из заблуждений связано с распространенностью и ролью труда рабов. Как показывает конкретный анализ, в экономике Передней Азии рабский труд: 1) не был самым многочисленным в профессионально-квалификационной структуре населения; 2) относился к сфере неквалифицированного – исполнительского труда, который не определял технического облика древней экономики; 3) не являлся конкурентоспособным со свободным (и дорогостоящим) трудом свободного населения – земледельцев, ремесленников, служащих. Известно, что в III–II тысячелетиях до н.э. ведущим сектором экономики ближневосточных обществ выступал труд зависимых людей (иккару, шушану, гарда – три основных категории), лишь незначительную часть которых составляли собственно рабы. Значительным достижением древневосточной экономической мысли являлось принципиальное, с точки зрения социологии труда, открытие крайней непроизводительности рабского труда и свойственных ему (как и другим формам принудительного труда) патологических явлений, например рестрикционизма (сознательного ограничения нормы выработки).
Древневосточная цивилизация – и это зафиксировано в письменных источниках – дала миру всю ту сложнейшую систему общественного разделения труда, которая существует по сей день (рис. 2.2). Прежде всего речь идет об отделении умственного труда от физического. Сам по себе это организационный процесс и к социологии имеет меньшее касательство, чем его конкретная разновидность – обособление умственного труда – социальный процесс. Так, в Древнем Египте профессия художника считалась более привилегированной, чем камнесечца. Часть профессий выделилась в социально привилегированные, а часть стала считаться профессиями второго сорта. Обособление профессий получило институциональное закрепление (через законодательство и судебную практику) и послужило основой возникновения, пожалуй, самого древнего института мотивации труда – понижения в должности. Не будь социальной дифференциации профессий, невозможно было бы использовать менее престижные виды труда в качестве негативного мотиватора для поддержания дисциплины и повышения производительности труда. Провинившихся чиновников могли разжаловать в категорию зависимых, земледельцев превратить в рабов, рабов сослать на галеры и т.д. Использование физического и малопрестижного труда как меры социального наказания с тех пор прочно утвердилось в человеческом обществе – русских крестьян и даже дворян (декабристов) ссылали на каторжные работы, советских граждан в годы репрессий подвергали пыткам лагерного труда.
Понижение в должности, перевод на социально непрестижные занятия в тоталитарно-централизованных обществах могли быть и могут сейчас применяться абсолютно ко всем гражданам, за исключением первых лиц в государстве. В дошедших до нас древнеегипетских текстах эпохи XX династии говорится о возможности перевода в камнесечцы даже "начальника подразделения" – высокооплачиваемого чиновника. В социальном смысле все работники или служащие в тоталитарном обществе являются рабами, так как "держателем" всех должностей выступает только государство. В обществе с товарно-денежной экономикой подобная форма негативной мотивации невозможна – понижение в должности заменяется здесь экономическим разорением, предпринимательским крахом.
Рис. 2.2. Ремесленный труд в Древнем Египте[2]
Поводом для применения карательных функций труда могли стать в Древнем Египте уголовное преступление, злоупотребление служебным положением, присвоение царских орудий, грабеж и насилие. Все случаи фиксировались специальным кодексом и юридическими нормами. Формировался механизм социальной организации труда. Его элементы – государственно-планомерное распределение рабочей силы, юридическое и организационное оформление круга обязанностей за каждой должностью, налаженная система трудовой мобилизации. Последняя включала не только понижение в должности, но и симметричный ему процесс – повышение по службе (позитивный мотив), т.е. перевод в социально более престижный вид деятельности. Наконец, самостоятельными элементами данного механизма являются профессиональное обучение и профессиональный отбор. В Древнем Египте и Вавилоне существовали общеобразовательные и специальные школы, которые готовили юношей к управлению государством. Будущие чиновники должны были овладеть широким кругом гуманитарных и естественных наук, в совершенстве владеть придворным этикетом, знать основы психологии отношений между людьми и т.п.