Должности государственных служащих
Они подразделяются на 18 категорий. Первые восемь категорий отведены техническим исполнителям; с 9-й по 15-ю – среднему руководящему составу и вспомогательно-техническому персоналу высшей квалификации; с 16-й по 18-ю – высшему руководящему составу (в ряде министерств и ведомств, например в Государственном департаменте, установлены собственные табели о рангах).
Поскольку деятельность государственной службы определяется в основном профессиональной квалификацией ее высшего звена, в дальнейшем изложении материала будем рассматривать, главным образом, законодательство о высшем руководящем составе государственной службы.
Согласно параграфу 3132 титула 5 Свода законов США, к высшему руководящему составу относятся служащие:
– руководящие ведомствами или структурными подразделениями органов исполнительной власти;
– ответственные за реализацию определенных программ или проектов;
– контролирующие, оценивающие или координирующие осуществление задач, стоящих перед органами исполнительной власти;
– руководящие работой государственных служащих, не отнесенных к числу персональных помощников;
– иным образом выполняющие важные задачи принятия политических решений и осуществления функций управления[1].
Законодательство США достаточно эффективно решает задачу ограничения неконтролируемого роста высшего звена государственной службы. Общая ее численность не должна превышать 10 777 человек (пар. 413 Свода законов США). Устанавливаются должности высшего руководящего состава следующим образом. Каждые два года соответствующие органы исполнительной власти обращаются в Управление государственной службы с заявками на утверждение общего числа высшего руководящего состава. В обосновании указываются нс только предполагаемые характер и объем управленческих задач, но и предполагаемые бюджетные ассигнования на следующие два финансовых года. Управление государственной службы проводит консультации с Административно-бюджетным управлением (входит в аппарат президента) и выносит решение по заявкам каждого из ведомств, корректируя их при необходимости. Решения Управления государственной службы публикуются в "Федерал реджистер".
Установлены ограничения и в отношении других категорий государственных служащих. В частности, общее число некарьерных государственных служащих (заявки на утверждение этих должностей подаются ведомствами в Управление государственной службы ежегодно) не должно превышать 10% от общей численности высшего руководящего состава. А общее число государственных служащих, нанимаемых на определенный срок, и государственных служащих, нанимаемых на срок действия чрезвычайных обстоятельств, не может превышать 5% от общей численности высшего руководящего состава.
Обязанности государственных служащих
В общих чертах они закреплены в так называемом Кодексе этики государственной службы, утвержденном резолюцией Конгресса США в 1958 г.
Каждое лицо, состоящее на государственной службе, должно:
1) ставить преданность высшим моральным принципам и государству выше преданности отдельным лицам, партии или государственным органам;
2) поддерживать Конституцию, законы и постановления Соединенных Штатов и всех органов государственной власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения;
3) работать полное рабочее время за дневную оплату; прилагать необходимые усилия и старание к выполнению своих обязанностей;
4) стараться находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач;
5) никогда не осуществлять дискриминацию путем предоставления кому-либо специальных благ и привилегий как за вознаграждение, так и без, и никогда не принимать для себя лично либо для своей семьи благ или подарков при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как средство воздействия на исполнение должностных обязанностей;
6) не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо, когда дело касается государственной должности;
7) не вступать ни прямо, ни косвенно в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей;
8) никогда не использовать при исполнении должностных обязанностей конфиденциально полученную информацию для извлечения личной выгоды;
9) вскрывать случаи коррупции при их обнаружении;
10) соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия[2].