Долгосрочное финансовое планирование
Важнейшей особенностью долгосрочного финансового планирования (финансового прогнозирования) является высокий уровень неопределенности состояния значимых факторов на протяжении планового периода. При этом уровень неопределенности увеличивается с увеличением периода времени, на который составляется план. Отметим, что речь идет не о неопределенности причинно-следственных связей, а о неопределенности состояния (количественных характеристик) факторов, от которых зависит требуемый финансовому аналитику результат. Для иллюстрации этого различия приведем простой пример: финансовый менеджер сегодня точно знает, что через 15 лет его компания, получив прибыль, заплатит налог на прибыль организаций; единственное, чего он не знает сегодня – по каким именно правилам (ставка налога и т.п.) будет рассчитываться через 15 лет величина этого налога.
Неопределенность количественных характеристик исходных факторов приводит к необходимости применения специальных технологий финансового планирования, частично заимствованных из "классического" прогнозирования.
Прежде всего, долгосрочное финансовое планирование использует систему допущений (о ней уже говорилось в предыдущем параграфе) – особо оговариваемых упрощений планируемой ситуации, цель которых – снизить уровень неопределенности. Например, финансовый менеджер знает, что за 20 лет существования компании акционеров вполне устраивал рост дивидендных выплат 0,5% в год. Поэтому он может при составлении плана развития компании на ближайшее десятилетие ввести допущение "при сложившемся темпе роста дивидендных выплат", освободив себя, таким образом, от необходимости отдельно исследовать вопрос о возможном изменении дивидендных ожиданий акционеров.
При помощи системы допущений признаются постоянными, во-первых, наименее значимые и, во-вторых, наиболее стабильные и предсказуемые исходные факторы. Чаще всего путем введения допущений оставляют один-два переменных значимых фактора, на основании которых и строится в дальнейшем весь финансовый план. Во внутреннем финансовом планировании[1], целью которого является определение будущих результатов хозяйственной деятельности, в качестве такого ключевого исходного фактора чаще всего выбирается объем реализации либо выручка[2]. Отметим, что определение объемов реализации (в разрезе ассортиментного перечня и фактических объемов продаж в натуральном выражении) в будущих периодах обычно не входит в обязанности финансовой службы, это компетенция отдела маркетинга, а в его отсутствие – планово-экономической службы. При решении особых задач финансового планирования (например, при формировании долгосрочных инвестиционных портфелей) выбирается иной ключевой фактор (или несколько таких факторов) – в зависимости от решаемой задачи.
Часто в отношении отдельного фактора допущение не удается определить однозначно, поскольку возможны несколько путей развития, каждому из которых соответствует свое количественное значение данного фактора. В этом случае в финансовом планировании используют метод сценариев – параллельно рассматривают несколько вариантов развития будущих событий, каждому из которых соответствует свое значение такого "переменного" фактора.
Сочетание возможных вариаций сразу по нескольким факторам приводит к возникновению матрицы возможных сценариев развития[3]. Количество сценариев в такой матрице резко увеличивается с увеличением количества исходных "переменных" факторов, поэтому на данном этапе применяют следующее упрощение – заменяют всю совокупность возможных сценариев несколькими опорными.
В качестве опорных сценариев обычно выбирают:
– пессимистический: сценарий собирает в себя самые неблагоприятные числовые значения исходных "переменных" факторов. Назначение данного сценария – определить перспективы развития компании при самом неблагоприятном стечении обстоятельств;
– оптимистический: объединяет наиболее благоприятные числовые значения исходных "переменных" факторов. Этот сценарий показывает максимально возможные перспективы развития компании в наиболее благоприятных условиях;
– базовый (иногда его называют реалистическим): объединяет в себе наиболее вероятные числовые значения исходных "переменных" факторов – перспективы развития в данном сценарии занимают некоторое промежуточное положение между перспективами оптимистического и пессимистического сценариев.
Иногда, в зависимости от решаемой задачи, возникает необходимость в составлении и анализе иных сценариев. Например, довольно часто составляются сценарии агрессивного развития – они собирают в себя значения исходных "переменных" факторов, позволяющие получить максимальные значения результирующего показателя (показателей). Важно понимать разницу между оптимистическим и агрессивным сценариями: в оптимистическом сценарии все значения исходных "переменных" факторов максимально благоприятны, в агрессивном – возможны и не самые благоприятные значения отдельных факторов, важно, чтобы сценарий позволял получить максимально возможный результат[4].
Еще один распространенный тип сценариев – сценарии максимальной экономии. В них особым образом подбираются значения всех ресурсных факторов – исходя из условия максимально экономичного их использования. Значения факторов, не связанных напрямую с ресурсами, обычно устанавливаются наиболее вероятным образом.
Вообще, финансовый менеджер может составить любой сценарий, главное при этом – понимать сущность необходимого сценария и подбирать значения ключевых факторов не случайным образом, а целенаправленно, моделируя желаемую ситуацию.
Вперед технологическая особенность долгосрочного финансового планирования связана с выбором методов и методик оценки числовых значений исходных факторов. Обычно для этих целей используют методы статистики, в частности регрессионный и корреляционный анализ[5]. Однако возможности применения аппарата экономической статистики существенно ограничены обязательностью наличия исходных данных для статистического анализа – для построения точных уравнений регрессии необходимы данные за довольно большой промежуток времени. Определенную сложность представляет и необходимость учитывать не только динамику отдельных исходных факторов, но и возможные ее вариации в зависимости от изменения иных факторов. Например, довольно четко прослеживается связь между ценой сырья (фактор А) и уровнем налогообложения прибыли (фактор Б)[6]. Поэтому для получения сравнительно точных оценок вероятной динамики цены сырья на длительных временны́х горизонтах недостаточно только построить уравнение регрессии по этому фактору, необходимо также учесть корреляцию цены сырья с уровнем налогообложения прибыли.
Для того чтобы обеспечить единые условия расчета числовых значений как исходных факторов, так и результирующих показателей (это называют внутренней согласованностью и целостностью сценария), обычно часть исходных факторов полагают неизменными. Исходя из этих допущений сначала рассчитывают числовые значения прочих исходных факторов, а затем – на основе совместного анализа всей совокупности исходных факторов – числовые значения результирующих показателей.
Возможность применения допущений и упрощений в долгосрочном финансовом планировании появляется благодаря сравнительно невысокой точности (относительно краткосрочного планирования), которую должен обеспечить долгосрочный план. Эта особенность позволяет применять и сравнительно упрощенные методы расчета самих результирующих показателей. Например, в долгосрочном планировании широко применяется метод пропорциональных зависимостей, который практически неприменим в современном краткосрочном планировании вследствие недостаточной точности.
Сущность метода пропорциональных зависимостей состоит в следующем: на основании структурно-динамического анализа определяют соотношения (пропорции) между ключевым исходным фактором и требуемыми результирующими показателями. Далее на основании полученных пропорций осуществляется определение количественных величин результирующих показателей в зависимости от заданных значений ключевого фактора.
Рассмотрим пример. По результатам структурно-динамического анализа данных за предыдущие 15 лет определена Вперед усредненная структура выручки компании А[7]:
– материальные затраты – 27%;
– оплата труда и связанные с ней отчисления – 15%;
– амортизационные отчисления – 22%;
– прочие затраты – 19%;
– прибыль (до налогообложения) – 14%.
Среднегодовые темпы роста выручки – 3%. Абсолютная величина выручки текущего года – 18,5 млн руб. Средние значения коэффициентов инкассации: по затратам – 98,4%; по выручке – 72,6%. Условия налогообложения и взимания иных обязательных платежей на протяжении планового периода считаются неизменными. Ставка налога на прибыль организаций – 20%, ставка налога на добавленную стоимость – 18%.
Финансовый план на следующие пять лет, составленный по приведенным данным, представлен в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Укрупненный финансовый план компании А на 5 лет
Показатель, млн руб. |
Годы |
|||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Выручка |
18,50 |
19,06 |
19,63 |
20,22 |
20,82 |
21,45 |
Выручка с НДС |
21,83 |
22,48 |
23,16 |
23,85 |
24,57 |
25,31 |
Входящий денежный поток |
15,85 |
16,32 |
16,81 |
17,32 |
17,84 |
18,37 |
Расходы: |
||||||
– материальные; |
5,00 |
5,14 |
5,30 |
5,46 |
5,62 |
5,79 |
– оплата труда и начисления; |
2,78 |
2,86 |
2,94 |
3,03 |
3,12 |
3,22 |
– амортизация; |
4,07 |
4,19 |
4,32 |
4,45 |
4,58 |
4,72 |
– прочие |
3,52 |
3,62 |
3,73 |
3,84 |
3,96 |
4,07 |
Прибыль |
3,13 |
3,25 |
3,34 |
3,44 |
3,54 |
3,65 |
Налог на прибыль организаций |
0,63 |
0,65 |
0,67 |
0,69 |
0,71 |
0,73 |
Исходящий денежный поток |
12,74 |
13,10 |
13,50 |
13,90 |
14,32 |
14,74 |
Сальдо денежного потока |
+3,11 |
+3,22 |
+3,32 |
+3,42 |
+3,52 |
+3,63 |
Приведенный в табл. 4.2 финансовый план довольно сильно упрощен, однако он позволяет с достаточной точностью оценить возможную перспективу развития компании А, а также составить реалистичное представление о вероятной динамике ее платежеспособности. Кроме того, при помощи данного плана можно достаточно адекватно оценить возможные границы основных результирующих показателей, которые впоследствии будут использоваться в качестве ограничений в краткосрочном финансовом планировании.
Небольшая компания, занимающаяся финансово не слишком разнообразной деятельностью и не имеющая достаточно свободных ресурсов на осуществление более сложного планирования, вполне может использовать упрощенные методики долгосрочного финансового планирования, подобные приведенной в примере. Однако крупным корпорациям, осуществляющим сильно диверсифицированную деятельность, таких упрощенных моделей уже не хватает. В этих случаях все чаще в долгосрочном планировании применяются современные технологии, ориентированные на применение мощных средств вычислительной техники, – динамическое имитационное моделирование. Необходимо отметить, что построение точной и адекватной имитационной модели хозяйственной деятельности – задача достаточно сложная, поэтому динамическое имитационное моделирование в основном применяется в краткосрочном финансовом планировании. Однако упрощенные имитационные модели уже достаточно часто встречаются и при решении задач долгосрочного планирования.
Основная причина применения имитационного моделирования в долгосрочном финансовом планировании заключается том, что этот метод прямо предполагает моделирование будущей финансовой отчетности компании, что крайне важно для компаний, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке. С достаточной точностью можно отметить, что для компании, установившей целью финансового менеджмента максимизацию рыночной стоимости, долгосрочное финансовое планирование необходимо осуществлять только методом динамического имитационного моделирования, – поскольку ни один иной метод в современных экономических условиях не позволит спланировать желаемую динамику будущей стоимости компании с такой же точностью.
После того как в общих чертах обсуждены основные методы и особенности долгосрочного финансового планирования, необходимо уделить внимание вопросам общей организации плановой работы.
Выше уже было отмечено, что долгосрочное финансовое планирование, как правило, не очень точное (поскольку снижение точности – необходимая плата за разумную трату ресурсов на создание финансового плана), поэтому для него крайне важно правильно организовать систему ограничений – условий, которым должен в обязательном порядке соответствовать долгосрочный финансовый план. Такую систему ограничений обычно задают в форме финансовой стратегии.
Финансовая стратегия компании представляет собой систему долгосрочных целей ее финансовой деятельности и наиболее эффективных путей по достижению этих целей. Стратегия, в свою очередь, является частью общей стратегии экономического развития компании, причем можно говорить о взаимовлиянии этих двух стратегических уровней:
– с одной стороны, финансовая стратегия должна согласовываться с экономической по целям и направлениям;
– с другой стороны, финансовая стратегия влияет на формирование общей стратегии экономического развития (поскольку определяет потенциал и резервы финансирования этого развития).
Формирование финансовой стратегии компании – достаточно сложный процесс, который состоит из нескольких этапов:
1) определение общего периода реализации финансовой стратегии (к числу основных факторов, определяющих этот период, можно отнести период реализации экономической стратегии компании, общее состояние экономики, отраслевые особенности хозяйствования и организации финансов, масштабы деятельности компании, стадию жизненного цикла и др.);
2) исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка в части их возможного влияния на финансовую деятельность компании в период реализации финансовой стратегии;
3) формирование стратегических целей финансовой деятельности компании (об этом подробно было рассказано в главе 1 учебника);
4) конкретизация целевых показателей финансовой стратегии но периодам ее реализации;
5) конкретизация финансовой стратегии по наиболее важным направлениям финансовой деятельности;
6) разработка общего плана организационно-экономических мероприятий по реализации финансовой стратегии;
7) предварительная оценка эффективности финансовой стратегии.
Применительно к долгосрочному финансовому планированию роль финансовой стратегии заключается в следующем:
– стратегия формулирует цель и определяет основные задачи финансового развития компании на долгосрочный период, таким образом, конкретизируется необходимая совокупность исследуемых сценариев, а также задаются основные целевые ориентиры, на достижение которых должен быть ориентирован финансовый план;
– в рамках финансовой стратегии обычно выделяют несколько этапов и направлений ее реализации, для каждого из которых устанавливают локальные цели и задачи – это позволяет дополнительно конкретизировать требования к финансовому плану на каждом этапе и направлении реализации финансовой стратегии.
В заключение параграфа необходимо уделить внимание еще одному специфическому направлению долгосрочного финансового планирования – составлению финансового раздела бизнес-планов.
Бизнес-план представляет собой краткое описание будущей деятельности компании, па основании которого можно выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Существуют два варианта данного документа, и следовательно, два подхода к сто формированию:
1) формальный документ, составляемый с целью презентации бизнес-предложения внешним инвесторам. Бизнес- план для внешних пользователей составляется по установленной форме, его цель – обосновать целесообразность инвестиций в конкретный проект;
2) внутренний управленческий документ, составляемый с целью повышения эффективности управления компанией. Форма такого бизнес-плана произвольная и определяется задачами управления, а его цель – обеспечить руководство информацией, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.
Финансовый раздел внутреннего бизнес-плана имеет произвольную форму, однако с целью повышения уровня достоверности и для исключения возможных ошибок планирования, в особенности в условиях нестабильной внешней среды, в этот раздел включают три прогнозных сценария (пессимистический, реалистический, оптимистический), которые часто дополняют четвертым сценарием – оптимальным, в котором допущения оптимизированы по соотношению вероятности и результативности.
Финансовый раздел внешнего бизнес-плана является своего рода итогом, поэтому он составляется на последних этапах бизнес-планирования. Назначение этого раздела – презентация количественных финансовых характеристик бизнес-предложения и их динамики в заданном периоде. В число презентуемых характеристик включаются:
– данные об объемах финансирования бизнес-проекта и о графике возврата инвестиций;
– данные об экономической эффективности проекта (динамика доходов, расходов, прибыли, относительных показателей эффективности и др.);
– численные оценки рисков бизнес-проекта;
– данные о прогнозной динамике финансового состояния предприятия и другие финансовые показатели.
Документы, включаемые в состав финансового раздела, зависят от стандарта оформления бизнес-плана (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Состав документов финансового раздела в соответствии с отдельными стандартами подготовки бизнес-планов[8]
Стандарт |
Состав документов финансового раздела бизнес-плана |
UNIDO (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) |
1. Затраты подготовительного периода. 2. Затраты основного периода. 3. Расчет поступлений. 4. Затраты, связанные с обслуживанием кредита. 5. Налоговые платежи. 6. Другие поступления и выплаты. 7. Отчет о прибылях и убытках. 8. Поток реальных денег. 9. Прогнозный баланс |
EBRD (Европейский банк реконструкции и развития) |
1. Графики получения и погашения кредитных средств. 2. Залог и поручительство. 3. Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счет кредитных средств. 4. SWOT-анализ. 5. Риски и мероприятия по их снижению |
KPMG (одна из крупнейших сетей в мире, оказывает профессиональные услуги по аудиту и др.) |
1. Себестоимость реализованной продукции. 2. Анализ безубыточности. 3. Количественный анализ. 4. Доходы и убытки. 5. Движение денежных средств. 6. Балансы предприятия. 7. Риски |
TASIS (техническая помощь СНГ) |
Финансовая составляющая дела. 1. Решение различных подготовительных вопросов. 2. Сроки развертывания плана. 3. Частота периода по плановым разработкам. 4. Направления бизнеса и анализ одного из них. 5. Оценка погрешности финансовых отчетов. 6. Себестоимость продукта. 7. Расчет себестоимости продукции (или оказания услуги). 8. Система подсчета убытков и прибылей. 9. Балансовая отчетность. 10. Прогноз планируемого и возможного финансового потока. 11. Подсчет общей прибыли и рентабельности предприятия. Анализ факторов риска. 1. Риски, обусловленные техническими факторами. 2. Финансовые риски. 3. Инвестиционный анализ. 4. Анализ возможных результатов предполагаемого бизнеса на базе математической модели. 5. Кредитные и другие риски |
Одним из важнейших ограничений, обязательных для соблюдения при составлении финансового раздела любого бизнес-плана, является достоверность представляемых данных. Обычно это ограничение представляется само собой разумеющимся при внутреннем бизнес-планировании, однако оно не менее важно и при составлении внешнего бизнес-плана. Необходимо иметь в виду, что получатель внешнего бизнес-плана может проверить достоверность представленной информации с привлечением собственных информационных источников. С учетом этого при формировании финансового раздела бизнес-плана целесообразно
вводить специальные пояснения в тех случаях, когда результирующие показатели существенным образом отклоняются от средних значений (например, среднеотраслевых).
Где будет расположен финансовый раздел при окончательном оформлении внешнего бизнес-плана, не так уж важно, однако его расположение подчиняется определенным правилам.
Если финансовый раздел поставлен в конец документа, значит, основной акцент сделан на самом бизнес-предложении, а нс на выгодности инвестиций в проект: инвестору сначала предлагают ознакомиться со всеми деталями бизнес- предложения и только в конце предоставляют возможность оценить все финансовые возможности. Однако не следует забывать, что инвестора прежде всего интересует финансовая сторона проекта, поэтому в начале бизнес-плана обязательно ставят дайджест финансового плана (иначе у инвестора может просто нс хватить терпения ознакомиться с бизнес-планом до конца).
Ко второму варианту расположения финансового раздела – в самом начале бизнес-плана – обычно прибегают, если хотят основной акцент сделать именно на финансовых характеристиках бизнес-предложения, а все остальные разделы играют роль обоснования данных финансового плана.
Однако вне зависимости от расположения финансового раздела в документе составление финансового плана всегда завершает процесс бизнес-планирования.