Долгосрочное финансовое планирование

Важнейшей особенностью долгосрочного финансового планирования (финансового прогнозирования) является высокий уровень неопределенности состояния значимых факторов на протяжении планового периода. При этом уровень неопределенности увеличивается с увеличением периода времени, на который составляется план. Отметим, что речь идет не о неопределенности причинно-следственных связей, а о неопределенности состояния (количественных характеристик) факторов, от которых зависит требуемый финансовому аналитику результат. Для иллюстрации этого различия приведем простой пример: финансовый менеджер сегодня точно знает, что через 15 лет его компания, получив прибыль, заплатит налог на прибыль организаций; единственное, чего он не знает сегодня – по каким именно правилам (ставка налога и т.п.) будет рассчитываться через 15 лет величина этого налога.

Неопределенность количественных характеристик исходных факторов приводит к необходимости применения специальных технологий финансового планирования, частично заимствованных из "классического" прогнозирования.

Прежде всего, долгосрочное финансовое планирование использует систему допущений (о ней уже говорилось в предыдущем параграфе) – особо оговариваемых упрощений планируемой ситуации, цель которых – снизить уровень неопределенности. Например, финансовый менеджер знает, что за 20 лет существования компании акционеров вполне устраивал рост дивидендных выплат 0,5% в год. Поэтому он может при составлении плана развития компании на ближайшее десятилетие ввести допущение "при сложившемся темпе роста дивидендных выплат", освободив себя, таким образом, от необходимости отдельно исследовать вопрос о возможном изменении дивидендных ожиданий акционеров.

При помощи системы допущений признаются постоянными, во-первых, наименее значимые и, во-вторых, наиболее стабильные и предсказуемые исходные факторы. Чаще всего путем введения допущений оставляют один-два переменных значимых фактора, на основании которых и строится в дальнейшем весь финансовый план. Во внутреннем финансовом планировании[1], целью которого является определение будущих результатов хозяйственной деятельности, в качестве такого ключевого исходного фактора чаще всего выбирается объем реализации либо выручка[2]. Отметим, что определение объемов реализации (в разрезе ассортиментного перечня и фактических объемов продаж в натуральном выражении) в будущих периодах обычно не входит в обязанности финансовой службы, это компетенция отдела маркетинга, а в его отсутствие – планово-экономической службы. При решении особых задач финансового планирования (например, при формировании долгосрочных инвестиционных портфелей) выбирается иной ключевой фактор (или несколько таких факторов) – в зависимости от решаемой задачи.

Часто в отношении отдельного фактора допущение не удается определить однозначно, поскольку возможны несколько путей развития, каждому из которых соответствует свое количественное значение данного фактора. В этом случае в финансовом планировании используют метод сценариев – параллельно рассматривают несколько вариантов развития будущих событий, каждому из которых соответствует свое значение такого "переменного" фактора.

Сочетание возможных вариаций сразу по нескольким факторам приводит к возникновению матрицы возможных сценариев развития[3]. Количество сценариев в такой матрице резко увеличивается с увеличением количества исходных "переменных" факторов, поэтому на данном этапе применяют следующее упрощение – заменяют всю совокупность возможных сценариев несколькими опорными.

В качестве опорных сценариев обычно выбирают:

– пессимистический: сценарий собирает в себя самые неблагоприятные числовые значения исходных "переменных" факторов. Назначение данного сценария – определить перспективы развития компании при самом неблагоприятном стечении обстоятельств;

– оптимистический: объединяет наиболее благоприятные числовые значения исходных "переменных" факторов. Этот сценарий показывает максимально возможные перспективы развития компании в наиболее благоприятных условиях;

– базовый (иногда его называют реалистическим): объединяет в себе наиболее вероятные числовые значения исходных "переменных" факторов – перспективы развития в данном сценарии занимают некоторое промежуточное положение между перспективами оптимистического и пессимистического сценариев.

Иногда, в зависимости от решаемой задачи, возникает необходимость в составлении и анализе иных сценариев. Например, довольно часто составляются сценарии агрессивного развития – они собирают в себя значения исходных "переменных" факторов, позволяющие получить максимальные значения результирующего показателя (показателей). Важно понимать разницу между оптимистическим и агрессивным сценариями: в оптимистическом сценарии все значения исходных "переменных" факторов максимально благоприятны, в агрессивном – возможны и не самые благоприятные значения отдельных факторов, важно, чтобы сценарий позволял получить максимально возможный результат[4].

Еще один распространенный тип сценариев – сценарии максимальной экономии. В них особым образом подбираются значения всех ресурсных факторов – исходя из условия максимально экономичного их использования. Значения факторов, не связанных напрямую с ресурсами, обычно устанавливаются наиболее вероятным образом.

Вообще, финансовый менеджер может составить любой сценарий, главное при этом – понимать сущность необходимого сценария и подбирать значения ключевых факторов не случайным образом, а целенаправленно, моделируя желаемую ситуацию.

Вперед технологическая особенность долгосрочного финансового планирования связана с выбором методов и методик оценки числовых значений исходных факторов. Обычно для этих целей используют методы статистики, в частности регрессионный и корреляционный анализ[5]. Однако возможности применения аппарата экономической статистики существенно ограничены обязательностью наличия исходных данных для статистического анализа – для построения точных уравнений регрессии необходимы данные за довольно большой промежуток времени. Определенную сложность представляет и необходимость учитывать не только динамику отдельных исходных факторов, но и возможные ее вариации в зависимости от изменения иных факторов. Например, довольно четко прослеживается связь между ценой сырья (фактор А) и уровнем налогообложения прибыли (фактор Б)[6]. Поэтому для получения сравнительно точных оценок вероятной динамики цены сырья на длительных временны́х горизонтах недостаточно только построить уравнение регрессии по этому фактору, необходимо также учесть корреляцию цены сырья с уровнем налогообложения прибыли.

Для того чтобы обеспечить единые условия расчета числовых значений как исходных факторов, так и результирующих показателей (это называют внутренней согласованностью и целостностью сценария), обычно часть исходных факторов полагают неизменными. Исходя из этих допущений сначала рассчитывают числовые значения прочих исходных факторов, а затем – на основе совместного анализа всей совокупности исходных факторов – числовые значения результирующих показателей.

Возможность применения допущений и упрощений в долгосрочном финансовом планировании появляется благодаря сравнительно невысокой точности (относительно краткосрочного планирования), которую должен обеспечить долгосрочный план. Эта особенность позволяет применять и сравнительно упрощенные методы расчета самих результирующих показателей. Например, в долгосрочном планировании широко применяется метод пропорциональных зависимостей, который практически неприменим в современном краткосрочном планировании вследствие недостаточной точности.

Сущность метода пропорциональных зависимостей состоит в следующем: на основании структурно-динамического анализа определяют соотношения (пропорции) между ключевым исходным фактором и требуемыми результирующими показателями. Далее на основании полученных пропорций осуществляется определение количественных величин результирующих показателей в зависимости от заданных значений ключевого фактора.

Рассмотрим пример. По результатам структурно-динамического анализа данных за предыдущие 15 лет определена Вперед усредненная структура выручки компании А[7]:

– материальные затраты – 27%;

– оплата труда и связанные с ней отчисления – 15%;

– амортизационные отчисления – 22%;

– прочие затраты – 19%;

– прибыль (до налогообложения) – 14%.

Среднегодовые темпы роста выручки – 3%. Абсолютная величина выручки текущего года – 18,5 млн руб. Средние значения коэффициентов инкассации: по затратам – 98,4%; по выручке – 72,6%. Условия налогообложения и взимания иных обязательных платежей на протяжении планового периода считаются неизменными. Ставка налога на прибыль организаций – 20%, ставка налога на добавленную стоимость – 18%.

Финансовый план на следующие пять лет, составленный по приведенным данным, представлен в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Укрупненный финансовый план компании А на 5 лет

Показатель, млн руб.

Годы

0

1

2

3

4

5

Выручка

18,50

19,06

19,63

20,22

20,82

21,45

Выручка с НДС

21,83

22,48

23,16

23,85

24,57

25,31

Входящий денежный поток

15,85

16,32

16,81

17,32

17,84

18,37

Расходы:

– материальные;

5,00

5,14

5,30

5,46

5,62

5,79

– оплата труда и начисления;

2,78

2,86

2,94

3,03

3,12

3,22

– амортизация;

4,07

4,19

4,32

4,45

4,58

4,72

– прочие

3,52

3,62

3,73

3,84

3,96

4,07

Прибыль

3,13

3,25

3,34

3,44

3,54

3,65

Налог на прибыль организаций

0,63

0,65

0,67

0,69

0,71

0,73

Исходящий денежный поток

12,74

13,10

13,50

13,90

14,32

14,74

Сальдо денежного потока

+3,11

+3,22

+3,32

+3,42

+3,52

+3,63

Приведенный в табл. 4.2 финансовый план довольно сильно упрощен, однако он позволяет с достаточной точностью оценить возможную перспективу развития компании А, а также составить реалистичное представление о вероятной динамике ее платежеспособности. Кроме того, при помощи данного плана можно достаточно адекватно оценить возможные границы основных результирующих показателей, которые впоследствии будут использоваться в качестве ограничений в краткосрочном финансовом планировании.

Небольшая компания, занимающаяся финансово не слишком разнообразной деятельностью и не имеющая достаточно свободных ресурсов на осуществление более сложного планирования, вполне может использовать упрощенные методики долгосрочного финансового планирования, подобные приведенной в примере. Однако крупным корпорациям, осуществляющим сильно диверсифицированную деятельность, таких упрощенных моделей уже не хватает. В этих случаях все чаще в долгосрочном планировании применяются современные технологии, ориентированные на применение мощных средств вычислительной техники, – динамическое имитационное моделирование. Необходимо отметить, что построение точной и адекватной имитационной модели хозяйственной деятельности – задача достаточно сложная, поэтому динамическое имитационное моделирование в основном применяется в краткосрочном финансовом планировании. Однако упрощенные имитационные модели уже достаточно часто встречаются и при решении задач долгосрочного планирования.

Основная причина применения имитационного моделирования в долгосрочном финансовом планировании заключается том, что этот метод прямо предполагает моделирование будущей финансовой отчетности компании, что крайне важно для компаний, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке. С достаточной точностью можно отметить, что для компании, установившей целью финансового менеджмента максимизацию рыночной стоимости, долгосрочное финансовое планирование необходимо осуществлять только методом динамического имитационного моделирования, – поскольку ни один иной метод в современных экономических условиях не позволит спланировать желаемую динамику будущей стоимости компании с такой же точностью.

После того как в общих чертах обсуждены основные методы и особенности долгосрочного финансового планирования, необходимо уделить внимание вопросам общей организации плановой работы.

Выше уже было отмечено, что долгосрочное финансовое планирование, как правило, не очень точное (поскольку снижение точности – необходимая плата за разумную трату ресурсов на создание финансового плана), поэтому для него крайне важно правильно организовать систему ограничений – условий, которым должен в обязательном порядке соответствовать долгосрочный финансовый план. Такую систему ограничений обычно задают в форме финансовой стратегии.

Финансовая стратегия компании представляет собой систему долгосрочных целей ее финансовой деятельности и наиболее эффективных путей по достижению этих целей. Стратегия, в свою очередь, является частью общей стратегии экономического развития компании, причем можно говорить о взаимовлиянии этих двух стратегических уровней:

– с одной стороны, финансовая стратегия должна согласовываться с экономической по целям и направлениям;

– с другой стороны, финансовая стратегия влияет на формирование общей стратегии экономического развития (поскольку определяет потенциал и резервы финансирования этого развития).

Формирование финансовой стратегии компании – достаточно сложный процесс, который состоит из нескольких этапов:

1) определение общего периода реализации финансовой стратегии (к числу основных факторов, определяющих этот период, можно отнести период реализации экономической стратегии компании, общее состояние экономики, отраслевые особенности хозяйствования и организации финансов, масштабы деятельности компании, стадию жизненного цикла и др.);

2) исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка в части их возможного влияния на финансовую деятельность компании в период реализации финансовой стратегии;

3) формирование стратегических целей финансовой деятельности компании (об этом подробно было рассказано в главе 1 учебника);

4) конкретизация целевых показателей финансовой стратегии но периодам ее реализации;

5) конкретизация финансовой стратегии по наиболее важным направлениям финансовой деятельности;

6) разработка общего плана организационно-экономических мероприятий по реализации финансовой стратегии;

7) предварительная оценка эффективности финансовой стратегии.

Применительно к долгосрочному финансовому планированию роль финансовой стратегии заключается в следующем:

– стратегия формулирует цель и определяет основные задачи финансового развития компании на долгосрочный период, таким образом, конкретизируется необходимая совокупность исследуемых сценариев, а также задаются основные целевые ориентиры, на достижение которых должен быть ориентирован финансовый план;

– в рамках финансовой стратегии обычно выделяют несколько этапов и направлений ее реализации, для каждого из которых устанавливают локальные цели и задачи – это позволяет дополнительно конкретизировать требования к финансовому плану на каждом этапе и направлении реализации финансовой стратегии.

В заключение параграфа необходимо уделить внимание еще одному специфическому направлению долгосрочного финансового планирования – составлению финансового раздела бизнес-планов.

Бизнес-план представляет собой краткое описание будущей деятельности компании, па основании которого можно выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Существуют два варианта данного документа, и следовательно, два подхода к сто формированию:

1) формальный документ, составляемый с целью презентации бизнес-предложения внешним инвесторам. Бизнес- план для внешних пользователей составляется по установленной форме, его цель – обосновать целесообразность инвестиций в конкретный проект;

2) внутренний управленческий документ, составляемый с целью повышения эффективности управления компанией. Форма такого бизнес-плана произвольная и определяется задачами управления, а его цель – обеспечить руководство информацией, необходимой для принятия эффективных управленческих решений.

Финансовый раздел внутреннего бизнес-плана имеет произвольную форму, однако с целью повышения уровня достоверности и для исключения возможных ошибок планирования, в особенности в условиях нестабильной внешней среды, в этот раздел включают три прогнозных сценария (пессимистический, реалистический, оптимистический), которые часто дополняют четвертым сценарием – оптимальным, в котором допущения оптимизированы по соотношению вероятности и результативности.

Финансовый раздел внешнего бизнес-плана является своего рода итогом, поэтому он составляется на последних этапах бизнес-планирования. Назначение этого раздела – презентация количественных финансовых характеристик бизнес-предложения и их динамики в заданном периоде. В число презентуемых характеристик включаются:

– данные об объемах финансирования бизнес-проекта и о графике возврата инвестиций;

– данные об экономической эффективности проекта (динамика доходов, расходов, прибыли, относительных показателей эффективности и др.);

– численные оценки рисков бизнес-проекта;

– данные о прогнозной динамике финансового состояния предприятия и другие финансовые показатели.

Документы, включаемые в состав финансового раздела, зависят от стандарта оформления бизнес-плана (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Состав документов финансового раздела в соответствии с отдельными стандартами подготовки бизнес-планов[8]

Стандарт

Состав документов финансового раздела бизнес-плана

UNIDO (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию)

1. Затраты подготовительного периода.

2. Затраты основного периода.

3. Расчет поступлений.

4. Затраты, связанные с обслуживанием кредита.

5. Налоговые платежи.

6. Другие поступления и выплаты.

7. Отчет о прибылях и убытках.

8. Поток реальных денег.

9. Прогнозный баланс

EBRD (Европейский банк реконструкции и развития)

1. Графики получения и погашения кредитных средств.

2. Залог и поручительство.

3. Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счет кредитных средств.

4. SWOT-анализ.

5. Риски и мероприятия по их снижению

KPMG (одна из крупнейших сетей в мире, оказывает профессиональные услуги по аудиту и др.)

1. Себестоимость реализованной продукции.

2. Анализ безубыточности.

3. Количественный анализ.

4. Доходы и убытки.

5. Движение денежных средств.

6. Балансы предприятия.

7. Риски

TASIS

(техническая помощь СНГ)

Финансовая составляющая дела.

1. Решение различных подготовительных вопросов.

2. Сроки развертывания плана.

3. Частота периода по плановым разработкам.

4. Направления бизнеса и анализ одного из них.

5. Оценка погрешности финансовых отчетов.

6. Себестоимость продукта.

7. Расчет себестоимости продукции (или оказания услуги).

8. Система подсчета убытков и прибылей.

9. Балансовая отчетность.

10. Прогноз планируемого и возможного финансового потока.

11. Подсчет общей прибыли и рентабельности предприятия.

Анализ факторов риска.

1. Риски, обусловленные техническими факторами.

2. Финансовые риски.

3. Инвестиционный анализ.

4. Анализ возможных результатов предполагаемого бизнеса на базе математической модели.

5. Кредитные и другие риски

Одним из важнейших ограничений, обязательных для соблюдения при составлении финансового раздела любого бизнес-плана, является достоверность представляемых данных. Обычно это ограничение представляется само собой разумеющимся при внутреннем бизнес-планировании, однако оно не менее важно и при составлении внешнего бизнес-плана. Необходимо иметь в виду, что получатель внешнего бизнес-плана может проверить достоверность представленной информации с привлечением собственных информационных источников. С учетом этого при формировании финансового раздела бизнес-плана целесообразно

вводить специальные пояснения в тех случаях, когда результирующие показатели существенным образом отклоняются от средних значений (например, среднеотраслевых).

Где будет расположен финансовый раздел при окончательном оформлении внешнего бизнес-плана, не так уж важно, однако его расположение подчиняется определенным правилам.

Если финансовый раздел поставлен в конец документа, значит, основной акцент сделан на самом бизнес-предложении, а нс на выгодности инвестиций в проект: инвестору сначала предлагают ознакомиться со всеми деталями бизнес- предложения и только в конце предоставляют возможность оценить все финансовые возможности. Однако не следует забывать, что инвестора прежде всего интересует финансовая сторона проекта, поэтому в начале бизнес-плана обязательно ставят дайджест финансового плана (иначе у инвестора может просто нс хватить терпения ознакомиться с бизнес-планом до конца).

Ко второму варианту расположения финансового раздела – в самом начале бизнес-плана – обычно прибегают, если хотят основной акцент сделать именно на финансовых характеристиках бизнес-предложения, а все остальные разделы играют роль обоснования данных финансового плана.

Однако вне зависимости от расположения финансового раздела в документе составление финансового плана всегда завершает процесс бизнес-планирования.