Второй подход
Второй подход рассматривает субъекта как носителя регулирующего (управляющего) воздействия, направленного на объект. С этой точки зрения непосредственным объектом для деятельности субъектов образовательного процесса являются отношения, которые складываются по поводу физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательно-речевого развития личности ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Эти отношения рассматривают субъектов с точки зрения их организационно-правового статуса.
Семья ребенка (родители, законные представители) – это особый, ключевой субъект дошкольного воспитания и образования. Именно на семью государством возлагается обязанность воспитать ребенка, дать ему образование.
В ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Федеральными законами о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ)) указано: "Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей". Именно эта норма закрепляет правовой статус семьи как субъекта дошкольного образования, а не общеизвестная норма ч. 4 ст. 43 Конституции РФ о том, что "родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования", так как дошкольное образование не относится к системе основного общего образования.
Конституционный принцип получает развитие в семейном законодательстве, где конкретизируются права, свободы и обязанности родителей. В п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ сказано по этому поводу следующее: "Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право па воспитание своих детей перед всеми другими лицами".
Статья 18 Закона РФ "Об образовании" гласит: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте". Действительно, родители несовершеннолетних детей играют огромную роль в развитии, воспитании и обучении детей дошкольного возраста. В первую очередь, она выражается в охране и укреплении здоровья, в эмоциональном развитии и социализации ребенка, формировании у него базиса личностной культуры. До получения ребенком основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
За несоблюдение родителями возложенных на них обязанностей, связанных с организацией воспитания и обучения детей, наступает юридическая ответственность.
Ребенок тоже является субъектом образовательного процесса, обладает всем спектром прав человека и гражданина. К нормативно-правовым документам, защищающим его права и достоинства, относятся следующие: Декларация прав ребенка ООН, Конвенция о правах ребенка (1989), Конституция РФ, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и ряд других документов.
Основное место среди них занимает Конвенция о правах ребенка, которая определяет три задачи – выживания, развития, защиты, связанные с охраной и защитой прав детей. В соответствии с ними за ребенком признаются следующие права:
– на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя, семейные связи;
– определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
– образование;
– личную жизнь, право выражать свой взгляд по всем вопросам, затрагивающим его интересы и др.
Однако в силу малолетнего возраста ребенок, хотя и является субъектом воспитания и обучения, образовательного процесса не обладает достаточной дееспособностью для самостоятельной реализации своих прав и возложения на него каких-либо правовых обязанностей. Свои права перед третьими лицами осуществляет посредством семьи (законных представителей). В силу договора между семьей и образовательным учреждением, где ребенок воспитывается и обучается, учреждению делегируется право представлять интересы ребенка во время осуществления педагогической деятельности и обязанность защищать права ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение – специфический (необязательный) субъект дошкольного воспитания и образования. Правами и обязанностями по регулированию воспитательного и образовательного процесса оно наделяется в силу юридического факта – заключения договора с родителями ребенка.
Цели и задачи дошкольного учреждения определены его уставом, основные задачи указаны в п. 2 ст. 18 Закона РФ "Об образовании": "Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений".
Для реализации данных задач в дошкольном образовательном учреждении работают педагоги.
Педагог дошкольного учреждения – субъект дошкольного воспитания и образования. Правами и обязанностями по регулированию воспитательного и образовательного процесса он наделяется в силу юридического факта: заключения трудового договора с дошкольным учреждением. Это означает, что педагог, осуществляя образовательный процесс, представляет образовательное учреждение и наделяется рядом прав и обязанностей законного представителя ребенка в силу закона, договоров, устава, учебного плана, расписания занятий и иных нормативных актов и договоров.
При этом педагог выступает как организатор образовательного процесса и педагогического взаимодействия. Последнее, отражая специфику взаимодействия субъектов педагогического общения, имеет две стороны, два взаимобусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.
Воздействия могут быть прямыми и косвенными, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые и неуправляемые) и т.п.
Столь же разнообразны ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность.
Единство ответных реакций воспитанников и педагогических воздействий обеспечивается благодаря следующим процессам:
1) освоения и конструирования содержания образования и материальной базы и деятельности педагога;
2) делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, усвоение которого последними – цель взаимодействия;
3) взаимодействия педагогов и воспитанников на уровне личных отношений (неформальное общение);
4) освоения воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога (самообразование и самовоспитание).
Первый и четвертый процессы отражают предметные отношения, второй – собственно педагогические, третий – взаимные. При этом педагог реализует следующие свои права:
– на моральное и материальное стимулирование труда; свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий, материалов, учебников в соответствии с программой;
– повышение квалификации, реализацию своего творческого потенциала в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
– участие в управлении ДОУ, обжалование приказов и распоряжений администрации;
– защиту своей профессиональной чести и достоинства;
– пользование информационными фондами, услугами учебных, научно-методических, социально-бытовых, лечебных и других подразделений образовательного учреждения.
Еще один субъект образовательного процесса, непосредственно связанный с деятельностью дошкольного образовательного учреждения – это дошкольная группа (группа сверстников).
Потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. По именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития в коллективе сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.
Организация детского коллектива возможна при следующих условиях:
– дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;
– значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;
– равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка;
– непрерывность и усложнение совместной деятельности;
– учет интересов и позиции другого человека.
По определению известного педагога А. П. Усовой, дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности. Поэтому дошкольная группа является субъектом образовательного процесса и в Типовом положении о ДОУ представлена как его основная структурная единица.