Документы нормативно-методологического регулирования
Документы этого блока определяют методологию и методику бухгалтерского учета. Они имеют рекомендательный характер в том смысле, что нередко дают описание нескольких способов оценки, вариантов действий, содержат открытые перечни критериев, индикаторов, процедур, т.е. изначально предполагают вариативность действий.
План счетов. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (далее - План счетов и Инструкция но применению Плана счетов), представляют собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, в основе которого лежит классификация счетов по их экономическому содержанию. В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете организации в рамках учетной политики утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями полноты и своевременности учета и отчетности. Рабочий план базируется на типовом плане. Па практике в подавляющем большинстве случаев последний как раз и используется как рабочий план счетов.
Положения по бухгалтерскому учету. В настоящее время положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) призваны играть роль национальных стандартов (аналогов американских 5/545 или европейских Международных стандартов бухгалтерской отчетности (МСФО)). Именно в этих документах излагается методология учета. Российские ПБУ в значительной степени составляются по образу и подобию МСФО, соответствуют им по структуре, а потому в них обязательно содержится понятийный аппарат и излагаются основополагающие принципы оценки и отражения в учете описываемых объектов и операций. ПБУ конкретизируют отдельные статьи и положения Закона о бухгалтерском учете. Дадим краткую характеристику некоторых ПБУ, представляющих наибольший интерес для потенциальных пользователей отчетности.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (далее - Положение по бухучету и отчетности). В данном ПБУ конкретизируются отдельные статьи Закона о бухгалтерском учете, а именно:
o дается определение основных средств, описываются ситуации обязательного проведения инвентаризации, способы начисления амортизации основных средств;
o декларируется право руководителя организации уменьшать лимит стоимости активов, принимаемых к учету в составе оборотных средств;
o подробно расписывается состав отдельных групп активов и обязательств;
o декларируется открытость годовой отчетности для заинтересованных лиц (банков, инвесторов, кредиторов и пр.).
Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н (далее -ПБУ 1/2008), является одним из наиболее важных и востребованных практиками нормативных документов. Оно содержит рекомендации по разработке учетной политики, ежегодно утверждаемой руководством, представляемой в налоговые органы и включаемой отдельным разделом в годовой отчет фирмы. В данном Положении приведены допущения и принципы учета, названы основные разделы учетной политики, введено понятие существенности, описаны типовые случаи, при которых возможно изменение учетной политики, поименована информация, подлежащая при этом раскрытию в отчетности.
Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н (далее - ПБУ 4/99), в некотором смысле можно рассматривать как аналог европейской Директивы № 4. В документе декларировано, что основная цель отчетности - достоверное и полное представление о финансовом положении и финансовых результатах организации - достигается лишь в том случае, когда учет ведется в соответствии с действующими нормативными актами. Кроме того, дано определение отчетности, приведен перечень основных ее разделов и статей, декларированы нетто-принцип и необходимость в случае существенных отступлений от правил учета раскрытия информации с помощью аналитических расшифровок, диаграмм, таблиц и т.п..
Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. .V 14и (далее ПБУ 5/01). Данное Положение, в частности, предусматривает равновозможное использование одного из методов оценки отпуска материально-производственных запасов в производство.
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (далее - ПБУ 6/01), конкретизирует понятия основных средств и их первоначальной стоимости. В нем перечислены допустимые методы начисления амортизации: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции.
Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н, и "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н (далее - ПБУ 9/99 и 10/99). Данные Положения содержат классификацию доходов и расходов фирмы. В практическом плане значимость этих нормативных документов существенно снизилась после введения в действие гл. 25 "Налог на прибыль" ПК РФ.
Нормативные документы министерств и ведомств. В этом блоке находятся документы, имеющие отраслевую специфику, т.е. распространяемые в качестве методических рекомендаций и указаний по подведомственным предприятиям (например, рекомендации по ведению учета в железнодорожном транспорте), а также нормативные документы, выпускаемые профессиональными институтами и имеющие общеметодологическое значение. В частности, можно назвать документы:
o Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.) (далее - Концепция бухучета в рыночной экономике);
o Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждена постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283) (далее - Программа реформирования бухучета);
o Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180) (далее - Концепция развития бухучета и отчетности в РФ).
Международные документы профессионального назначения. Сюда можно отнести национальные стандарты других стран, например ГЛЛП. Не исключены ситуации, когда российская компания, пытаясь найти западного стратегического инвестора, вынуждена при трансформации своей отчетности учитывать в той или иной степени требования стандартов страны, в которой находится штаб-квартира предполагаемого инвестора. Безусловно, особая роль в этом блоке принадлежит Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и Директивам ЕС.