Документы, издаваемые на основе коллегиального принятия решения
Процедура издания распорядительных документов, создаваемых на основе коллегиального принятия решения, осуществляется но следующим этапам:
– подготовка материалов к заседанию коллегиального органа;
– вынесение материалов на рассмотрение коллегиального органа;
– обсуждение вопроса (подготовленных материалов) на заседании коллегиального органа;
– принятие решения по рассмотренным материалам;
– оформление протокола заседания;
– издание распорядительного документа;
– доведение решения коллегиального органа до исполнителей.
В данной ситуации, а именно издания распорядительных документов в условиях коллегиальности, в них фиксируются решения, принимаемые совместно группой работников (коллегией, собранием, советом, правлением и т.п.). Коллегиальность позволяет наиболее правильно и эффективно решать крупные и сложные вопросы, требующие серьезной проработки. На основе коллегиальности действует федеральное правительство, представительные органы и правительства субъектов федерации, органы местного самоуправления, государственные комиссии и комитеты, коллегии министерств, высшие органы управления акционерных обществ и др.
В системе коллегиальных органов особо выделяются совещательные по своему статусу органы, например, коллегии министерств. Их специфика заключается в том, что решение совещательных органов носят не обязательный, а рекомендательный характер. Это означает, что руководитель учреждения (например, министр) имеет право принять собственное решение, вопреки решению совещательного органа.
Решение – документ, издаваемый в условиях коллегиального принятия управленческого решения соответственным органом власти или управления (муниципальные органы управления, ученые и методические советы, советы директоров, правления обществ с ограниченной ответственностью, общие собрания акционеров и др.).
В соответствии с Конституцией РФ Президент имеет право отмены любых решений правительства и иных органов исполнительной власти, право издавать указы, обязательные для исполнения всеми органами власти, возможность подчинить непосредственно себе любые органы исполнительной власти.
Решения, как правило, оформляются на общих бланках учреждения и имеют следующие обязательные реквизиты:
– название организации;
– наименование вида документа;
– дату документа;
– регистрационный номер документа;
– место составления или издания документа;
– заголовок к тексту.
Текст решения, как правило, состоит из двух частей – констатирующей и распорядительной. В том случае, когда решение издается по инициативе конкретного органа власти или управления, то в констатирующей части следует указать причины его издания и цели, которые должны быть достигнуты в результате исполнения этого документа. Когда решение издастся на основании распорядительного документа вышестоящего органа власти, то в констатирующей части дается ссылка на него. Аналогично следует поступить и в ситуации, когда решение издается с целью реализации законодательного или нормативного правового акта (федерального уровня, субъекта федерации), локального нормативного акта.
Распорядительная часть решения должна начинаться с названия органа, его принимающего, и слов РЕШИЛ или РЕШИЛИ, которые фиксируются прописными буквами от левого поля документа. Данная часть, как правило, состоит из нескольких пунктов, в каждом из которых указываются исполнитель (организация, структурное подразделение или должностное лицо), конкретное действие, которое следует предпринять с целью выполнения поручения или задания руководства. В последнем пункте текста указывают лицо, на которое возлагается контроль по исполнению.
Решение подписывается председателем и секретарем коллегиального органа (например, председателем Совета директоров) и проходит процедуру регистрации. Датой решения является дата проведения заседания коллегиального органа, на котором оно было принято. Только при условии соблюдения всех названных необходимых процедур, решение может обрести юридическую силу и может использоваться при работе над конкретными управленческими задачами.
Образец решения представлен в приложении 8.
Постановление – распорядительный документ, издаваемый на федеральном уровне, на основе коллегиального принятия управленческого решения, например, Правительства РФ.
Важно знать!
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания), не должны носить нормативный правовой характер.
Постановления оформляются на бланках учреждения, включающих следующие реквизиты:
– Государственный герб РФ (включается в формуляр документа только при условии издания его на бланке учреждения);
– наименование организации;
– наименование вида документа;
– дату создания документа; номер документа;
– место составления или издания документа;
– заголовок к тексту;
– текст документа;
– отметка о наличии приложений (присутствует только в случае, если к приказу составлены приложения);
– подпись;
– гриф согласования документа;
– визы согласования документа.
Постановление издается с целью, во-первых, реализации законодательных актов и нормативных правовых актов Президента РФ, во-вторых, для утверждения и введения в действие документов нормативно-инструктивного характера, например регламента, инструкции, правил и т.п.
Особенность данного документа состоит в том, что к наименованию документа присоединяется его дата, номер и название, которое по форме совпадает с заголовком, так как включает кратко изложенное ОГЛАВЛЕНИЕ документа, но в данном случае эта часть заключается в кавычки. Пример: Постановление Правительства РФ от 16 мая 2012 г. № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
Текст постановления, как правило, состоит из распорядительной части и начинается словами "Правительство Российской Федерации постановляет". Далее, в первом случае, фиксируются пункты с конкретными циркулярными формулировками, предписывающими выполнение исполнителями, указанными в тексте, определенных управленческих действий. Во втором случае, сначала указываются названия нормативных правовых актов, которые утверждаются данным постановлением. Затем, идут пункты, в которых указываются названия, номера и даты нормативных правовых актов, действие которых отменяется или утрачивает силу.
Подпись состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, личной подписи и ее расшифровки (инициалы и фамилия); указывается дата подписания. Наименование должности печатается от левой границы текстового поля, инициалы и фамилия – от правой границы текстового поля. Постановление подписывает первое лицо учреждения.
При наличии приложений к постановлению, в первом случае, они включают дополнительные информационные материалы (например, образцы документов, бланки, перечни, списки и т.п.); во втором варианте в приложение помещают полные тексты утверждаемых нормативных правовых актов.
Юридическую силу постановление обретает после его подписания и утверждения. Датой постановления является дата проведения заседания (например, заседания Правительства РФ), которое оформляется протоколом.