Документальное оформление международных перевозок

Для документального оформления международных перевозок используются документы, определяющие взаимоотношения сторон и сопровождающие груз.

Документы, определяющие взаимоотношения сторон. Основой юридических отношений между участниками международной перевозки является договор перевозки, который заключается в письменной форме и подтверждается выдачей перевозчиком отправителю транспортного документа. Договор международной перевозки - документ, согласно которому грузоотправитель принимает на себя обязательство предоставить груз и оплатить транспортные услуги, а перевозчик - доставить груз в определенное место за определенную плату.

Существуют два типа договоров международной перевозки.

Первый тип - генеральное соглашение. Фиксирует желание сторон строить свои взаимоотношения на долгосрочной основе. Нередко такие соглашения именуют рамочными, т.е. определяющими основные рамки взаимоотношений сторон.

Второй тип договора - безусловный акцепт оферты. Применяется чаще всего, когда необходимо осуществить разовую перевозку груза. При этом договором будет признана любая официальная переписка в письменной форме (телеграф, факс и т.д.), из которой следует, что стороны безоговорочно договорились обо всех существенных условиях соглашения. Документ должен содержать полное согласие одной стороны (например, перевозчика) выполнить условия заявки грузовладельца по доставке определенного количества конкретного груза из пункта отправления в пункт назначения за оговоренную денежную сумму.

Договором признаются также конклюдентные действия одной из сторон, фактически акцептующие полученную оферту. Например, если в заявке, направленной грузоотправителем перевозчику, содержатся все существенные условия договора перевозки и предлагается начать погрузку оговоренной партии груза в установленный срок, то для вступления в договорные отношения перевозчику достаточно подать к указанному в заявке времени транспортное средство в обусловленное место погрузки. После этого договор будет считаться заключенным и вступившим в сил}'.

Договоры перевозки заключаются при доставке грузов всеми видами транспорта, причем специфика каждого вида накладывает отпечаток на ОГЛАВЛЕНИЕ соглашения сторон. Типовых форм договора перевозки груза в международном сообщении не существует. В общем виде структура договора международной перевозки включает следующие основные пункты:

1) предмет договора;

2) обязательства сторон;

3) стоимость услуг и порядок расчетов;

4) ответственность сторон;

5) претензии;

6) нормы применимого права;

7) прочие условия.

Документы, сопровождающие груз. Транспортные документы, сопровождающие груз, не являются достаточным юридическим основанием для договорных отношений и не заменяют договора перевозки. Отсутствие, неправильное оформление или утрата транспортного документа не влияют ни на существование, ни на действительность договора перевозки.

Формы перевозочных документов определяются внутренними и международными нормативными актами, в соответствии с которыми заключаются договоры перевозки (конвенции, соглашения, правила, кодексы, уставы).

В зависимости от возложенных на пего функций транспортный документ может быть оборотным или необоротным.

Транспортные документы, являющиеся подтверждением наличия договора перевозки и служащие распиской перевозчика в приеме им груза, принято называть необоротными. По ним невозможно передать груз иному лицу.

Оборотные документы обладают еще и товарораспорядительной функцией, т.е. содержат распоряжение отправителя перевозчику выдать груз с указанием лица, по приказу которого перевозчик должен передать груз в пункте назначения. С помощью такого транспортного документа грузополучатель может передать свои права получения груза любому другому лицу по передаточной (переуступочной) надписи.

Переуступка (оборот) прав на товар именуется индоссированием, а сама передаточная надпись на транспортном документе - индоссаментом.

Рассмотрим основные характеристики сопровождающих груз документов, которые используются при международных перевозках различными видами транспорта.

Морские перевозки

1. Коносамент - товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем на судах регулярных линий.

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ коносамента:

o вид коносамента;

o наименования перевозчика, отправителя и получателя;

o название судна;

o наименования портов отправления и назначения;

o сведения о грузе;

o сумма и порядок оплаты фрахта - вознаграждения, выплачиваемого перевозчику за безопасную и сохранную перевозку и доставку грузов.

Существует пять видов коносаментов:

o именной - товар должен быть доставлен определенному получателю с указанием его наименования и адреса;

o ордерный - грузоотправитель или грузополучатель может передать свои нрава третьему лицу, поставив на обороте передаточную надпись - индоссамент (при наличии в коносаменте нескольких передаточных надписей груз будет выдай лицу, указанному в последней из них);

o предъявительский - груз передается любому лицу, которое предъявит перевозчику такой документ;

o долевой - выписывается на определенную часть груза;

o сквозной - используется при перевозках различными судоходными линиями или другими видами транспорта.

Коносаменты составляются обычно в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и грузовладельца; при этом все экземпляры коносамента являются оригиналами.

2. Чартер - документ, удостоверяющий наличие и ОГЛАВЛЕНИЕ договора фрахтования в трамповом судоходстве (нерегулярное морское судоходство, при котором перевозки грузов осуществляются на судах, не закрепленных на конкретных линиях и выполняющих разовые перевозки).

Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ чартера:

- вид чартера;

- наименования сторон;

- название судна;

- право замены первоначально указанного судна другим;

- сведения о грузе;

- места и условия погрузки и разгрузки;

- сумма и порядок оплаты фрахта;

- сталийное время - срок для выполнения погрузочно-разгрузочных работ;

- ставки демереджа (штраф за задержку сверх сталийного времени) и диспача (премия за сокращение сталийного времени).

Виды чартеров:

o рейсовый - договор, оформляемый на один рейс или последовательные рейсы; расходы на эксплуатацию судна несет судовладелец;

o тайм-чартер - договор, при котором судно предоставляется на определенное время в распоряжение фрахтователя для перевозки грузов в любых направлениях; фрахтователь несет часть расходов на эксплуатацию судна;

o димайз-чартер - договор, при котором судовладелец передает судно на оговоренный срок вместе с командой, а фрахтователь несет все расходы по его эксплуатации;

o бербоут-чартер - договор об аренде судна без экипажа, при котором фрахтователь несет все расходы по эксплуатации судна.

3. Бернс-нот - документ, применяемый при перевозке массовых грузов на судах регулярных линий, работающих без срочного расписания (позволяет использовать тоннаж судна, не занятый генеральными грузами).

4. Букинг-нот - документ, применяемый при перевозке отдельных партий грузов на судах регулярных линий, работающих но расписанию (позволяет заблаговременно зарезервировать место на судне).

5. Морская накладная - документ, подтверждающий наличие договора перевозки морским транспортом и принятие груза перевозчиком, который обязуется доставить груз получателю (не является товарораспорядительным документом).

Воздушные перевозки

Авиационная (авиагрузовая) накладная, авианакладная - документ, подтверждающий наличие договора между авиаперевозчиком и грузоотправителем (не является товарораспорядительным документом.

Авианакладная заполняется грузоотправителем в 12 экземплярах, три из которых являются оригиналами:

- экземпляр перевозчика - подписывается грузоотправителем;

- экземпляр грузополучателя - подписывается грузоотправителем и перевозчиком, следует вместе с грузом;

- экземпляр грузоотправителя - подписывается перевозчиком и возвращается грузоотправителю после того, как груз принят.

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ авианакладной:

o наименования сторон;

o сведения о грузе;

o наименование аэропортов отправления и прибытия;

o прилагаемые к накладной документы;

o объявленная ценность и сумма платежа за перевозку.

Железнодорожные перевозки

Железнодорожная накладная международного сообщения - документальное оформление договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги.

Обычно применяются два формы железнодорожной накладной:

1) на основе Конвенции по международным грузовым перевозкам;

2) на основе Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС).

При отправлении груза из России используется вторая форма накладной, структура которой имеет следующий вид (табл. 7.4).

Таблица 7.4. Структура железнодорожной накладной СМГС

Номер листа

Наименование листа

Основные характеристики

1

Оригинал накладной

Сопровождает груз до станции назначения; выдается получателю вместе с листом и грузом

2

Дорожная ведомость

Сопровождает груз до станции назначения; выдается представителю железной дороги назначения

3

Дубликат накладной

Выдается отправителю после заключения договора перевозки

4

Лист передачи груза

Сопровождает отправку до станции назначения, выдается представителю железной дороги назначения

5

Лист уведомления о прибытии груза

Сопровождает отправку до станции назначения, выдается получателю вместе с оригиналом и грузом

Автомобильные перевозки

Автодорожная накладная - транспортный документ, подтверждающий наличие договора между автоперевозчиком и грузоотправителем (не является товарораспорядительным документом).

Форма автодорожной накладной определена Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов.

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ автодорожной накладной:

o место и дата отгрузки;

o наименования и адреса сторон;

o сведения о грузе;

o срок доставки и размер штрафа за задержку в доставке;

o стоимость перевозки.

Смешанные перевозки

При смешанных перевозках нормативные формы перевозочных документов не установлены. Оператор смешанной перевозки, принимающий груз под свою ответственность, должен выдать документ смешанной перевозки, который по выбору грузоотправителя может быть оборотным или необоротным.

Документ смешанной перевозки - подтверждает наличие договора смешанной перевозки, принятие груза оператором смешанной перевозки в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условиями договора.

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ документа смешанной перевозки:

o наименования сторон;

o сведения о грузе;

o маршрут перевозки;

o используемые виды транспорта;

o провозные платежи.

Экспедиторам продавца и покупателя, агентам перевозчиков в ходе оказания транспортных услуг может потребоваться наличие ряда документов, связанных с исполнением обязательств по конкретному договору.

Так, стороны могут заранее оговорить представление следующих документов:

1. Счет-фактура, счет-спецификация, или проформа счета. Выписываются продавцом на имя покупателя. Содержат информацию о цене за единицу товара и общей сумме счета; базисные условия поставки товара; сведения об оплате стоимости перевозки; сведения о страховании груза и др.

2. Грузовой манифест или отгрузочная спецификация. Содержит перечень всех товаров, составляющих груз, перевозимый на каком-либо транспортном средстве.

3. Фрахтовый манифест. Содержит информацию, аналогичную представленной в грузовом манифесте, а также дополнительные данные о плате за провоз и прочих расходах.

4. Упаковочный лист. Содержит перечисление содержимого укрупненных грузовых единиц (применяется при перевозке различных грузов в одной упаковке).

5. Сертификаты качества, происхождения, гигиенические, санитарные и т.д. Удостоверяют качество поставляемого товара, его соответствие стандартам; выдаются обычно предприятием-изготовителем товара или нейтральной стороной (является обязательным условием импорта в Российскую Федерацию).

6. Разрешение на отгрузку. Является инструкцией представите, покупателя (грузополучателя) по "спецукладке" и транспортировке товара (для опасных или особо ценных грузов) в определенную страну.