Доктринальные и мировоззренческие основы политических и правовых учений Нового времени
Смена парадигмы, т.е. переход от теологической к светской картине мира, обусловила специфику политических и правовых представлений в период Нового времени.
1. Прежде всего, произошла окончательная рационализация представлений о политике, государстве и праве. Этому способствовал переход к познавательным принципам и приемам отображения политико-правовых явлений, в частности наблюдения и оценки их на основе разума человека. Если в Средневековье государство и право были покрыты ореолом святости, недосягаемости, поскольку были санкционированы церковью и воспринимались на веру, то в Новое время произошла рационализация этих социальных институтов.
Политика, государство и право перестали быть результатом верований, а стали рассматриваться как продукты человеческого разума и опыта. Средневековая схоластика с ее морализаторством и метафизикой в анализе государства и права, приоритетом абстрактной логики, игрой чистых идей и априорных рассуждений уступает место рационалистическому подходу к политике и праву, который опирается на объяснение объективно наблюдаемых фактов, законов и категорий логики. В качестве основы государства и права, источников их развития мыслители Нового времени признавали свободную волю индивида с его страстями, желаниями, которые называются "здравый разум". Взаимодействуя с другими индивидами, каждый человек свободен в своих поступках, а потому должен нести ответственность за свои действия.
2. Смена парадигмы означала изменение способа интерпретации политики, государства и права, поиска концептуальных объяснений мира политики, понятных для человека. Мыслители Нового времени формулируют иные, по сравнению со средневековыми схоластами, критерии и установки на определенное понимание политических явлений. Их модель теоретического истолкования государства и права задается юридическим мировоззрением, в рамках которого происходила интенсивная разработка наиболее типичных теорий и концепций, характерных для XVII–XVIII вв. Смысл юридического мировоззрения состоял в том, что, согласно ему, все экономические и общественные отношения, политические порядки и учреждения должны быть основаны на вечных принципах естественного права, соответствовать природе человека, которая находит свое выражение в коренных свойствах человеческого бытия: потребностях в свободе, достоинстве, праве на жизнь, собственность и т.д. Борьба за правопорядок и законность, соответствие политических учреждений требованиям естественного равенства людей объективно были прикрытием политических притязаний зарождавшейся буржуазии в борьбе против феодального строя.
В своем развитии юридическое мировоззрение прошло три этапа:
1) этап естественно-правовых теорий – XVI–XVIII вв.;
2) этап либерализма – XVIII–XIX вв.;
3) этап позитивизма – XIX в.
3. Исходной идеей юридического мировоззрения является идея "естественных прав" человека, в соответствии с которой обосновывалось положение о всеобщем правовом равенстве людей независимо от их социального положения и происхождения и судебных гарантиях защиты этих прав. Под "естественными правами" понимали продиктованные разумом и данные от природы неотъемлемые черты и свойства человека. Правами на жизнь, на свободу, собственность, гарантии от произвола и т.д. человек наделяется по факту рождения, а потому они являются неотъемлемыми. Без этих правомочий человек не может достойно существовать, а потому посягать на эти священные права никому не позволено.
Из теории естественного права вытекает вторая фундаментальная политическая идея Нового времени – версия о договорном характере государства, пришедшая на смену средневековой теории божественного происхождения государства. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть.
Идеологическим обоснованием правомерности такого шага и необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе человека, его естественным правам, стала теория общественного договора. В ее основе лежит идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появившийся благодаря утверждению частной собственности, составляет первооснову социального мироздания. Для реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод независимые индивиды заключают общественный договор. Этот договор означает переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы и проявлял свои природные страсти (эгоизм, жестокость), к цивилизованному, т.е. к государственно-организованному существованию. Переход к цивилизованному существованию отразил желание человека установить порядок и справедливость, потребность обеспечить политико-правовые гарантии естественного равенства индивидов. Правда, возникает вопрос о пределах государственного вмешательства в дела гражданского общества, на который различные мыслители отвечали по-разному.
4. Изменение мировоззренческих основ политико-правовых воззрений обусловливает изменение отношения к государству и праву, их оценку, которая осуществляется с позиций классов.
Новое время – это век классических идеологий: либерализма, консерватизма, социализма, коммунизма, национал-социализма. По этой причине политико-правовые учения основываются на наборе ценностей, норм, установок, отражающих интересы конкретных социальных групп. Так, аристократия, бывшая феодальная знать в начальный период Нового времени, пытаясь восстановить свое влияние, стала родоначальниками консерватизма. Консерваторы выступали против резких изменений в системе общественных отношений, устройстве власти, за сохранение традиций политической и культурной жизни. Они подчеркивали необходимость сильной власти в стране, которую олицетворяет конституционный монарх, проводящий активную внешнюю политику.
Другим направлением общественной мысли Нового времени был либерализм, отстаивавший верховенство индивидуальных прав и свобод, прежде всего свободу предпринимательства, свободу слова, мысли. Их политическим идеалом являлась парламентская республика, основанная на всеобщем избирательном праве.
Завершение промышленного переворота, одним из последствий которого стало возникновение двух антагонистических классов – буржуазии и пролетариата, привело к появлению нового учения – социализма. Создателями социалистического учения были немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. Их главный тезис состоял в неизбежности смены капиталистического общества более справедливым строем – социализмом, где власть будет принадлежать трудящимся, будут отсутствовать частная собственность и эксплуатация человека человеком, установится прямое народовластие.
В 90-е гг. XIX в. социалистическое движение раскололось на два течения:
1) реформистское (его идеологом был Э. Бернштейн), выступающее за эволюционный переход от капитализма к социализму с помощью избирательного права и победы социалистов на выборах;
2) ортодоксальное (коммунистическое), настаивающее на революционном, насильственном свержении капитализма. Приверженцы коммунистического течения под руководством В. И. Ленина осуществили социалистическую революцию в России и построили государство рабочих и крестьян, политической основой которого стали Советы депутатов трудящихся.
Наряду с этими классово ориентированными идеологиями в период Нового времени возникла надклассовая идеология – национализм, поскольку с развитием рыночных отношений формируются нации, которые свои интересы реализуют в границах национального государства, а не в рамках деревни, общины, рода и т.д. Начиная с эпохи Возрождения, национализм выступает принципом, на основе которого возникают национальные государства. На смену средневековым представлениям о мировом государстве приходит национализм как исходное начало подлинной государственности.
Однако в начале XX в. в Италии и Германии национализм принимает форму шовинизма, т.е. идеологии, доказывающей превосходство одной нации над другой. Такой идеологией был фашизм:
• итальянский, мечтавший о возрождении Римской империи;
• немецкий, отрицавший либеральные ценности и свободы и утверждавший национальную исключительность немцев, которые несправедливо лишены "жизненного пространства".
5. Кроме того, в Новое время политические и правовые воззрения существенно изменили свою форму. Религиозно-мифологическая форма политического и правового знания уступила место рационально-критической, научной. Политические и правовые учения предстали в форме концепций и теорий, носящих целостный характер, опирающихся на обобщение значительного эмпирического материала, адекватно реагирующих на потребности и запросы людей. В конце периода Нового времени политическая наука и юриспруденция становятся автономными, конституируются в самостоятельные отрасли человеческого знания.