Лекция 2. Доклассическая экономическая теория
Античные философы касались проблем, которые являются предметом исследования экономики, в контексте более широкого обсуждения вопросов общественного устройства. Греческие мыслители обсуждали, каким должно быть идеальное государство, как наиболее рационально вести хозяйство, как управлять рабами и др. Среди дошедших до нас сочинений наибольшее значение с точки зрения развития экономической мысли представляют работы Ксенофонта (ок. 430 – ок. 354 гг. до н.э.), Платона (ок. 427 – ок. 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н.э.)
Одной из первых работ, посвященных анализу экономических вопросов, был "Домострой", написанный Ксенофонтом. "Домострой" – это русский перевод слова "Oikonomia" (греч. oikos – дом, nomos – закон), которое буквально означает "ведение домашнего хозяйства". Название трактата Ксенофонта легло в основу термина "экономика", используемого ныне.
У Ксенофонта присутствует одно из первых обсуждений такого важнейшего экономического понятия, как ценность. Объяснение равновесной величины, к которой стремится рыночная цена блага, всегда было одной из центральной задач экономической науки. По мнению Ксенофонта, ценной является та вещь, которая полезна, поэтому можно утверждать, что Ксенофонт отождествлял ценность и полезность. Таким образом, полезностная теория ценности, согласно которой ценность определяется полезностью, является исторически наиболее ранним подходом к объяснению феномена равновесной цены и берет свое начало в трудах античных мыслителей.
Важной идеей древнегреческой философии, оказавшей впоследствии большое влияние на развитие экономической мысли, является вывод о приоритетной роли земледелия по сравнению с ремесленным трудом. Ксенофонт писал, что земледелие является матерью и кормилицей всех ремесел. Если земледелие процветает, то и все другие ремесла идут успешно, а в тех местах, где земля пустует, угасает почти всякая деятельность. Данная мысль вытекала из таких социально-экономических особенностей Древней Греции, как натуральный характер ведения хозяйства и военно-захватническая модель развития государства. Ксенофонт объяснял почетность земледелия тем, что, во-первых, все необходимые для жизни вещи люди получают в сельском хозяйстве, во-вторых, земледелие приучает к труду и умению переносить холод и жару, физически развивает человека, готовя его к военной службе, а также позволяет содержать коней, необходимых на войне. Идея о преобладающем значении земледелия для народного хозяйства будет использоваться многими экономистами допромышленной эпохи и особую роль сыграет в формировании французской школы физиократов в середине XVIII в.
Значительным вкладом древнегреческих философов в развитие экономической мысли явилось рассмотрение роли разделения труда. Ксенофонт в "Киропедии" и Платон в "Государстве" сформулировали мысль о том, что разделение труда способствует росту производительности. Согласно Платону разделение труда задается природными задатками человека. Он считал, что люди изначально различны, поэтому каждому предназначается свой вид работ. По мнению Платона, любой продукт можно произвести в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы. Впоследствии о роли разделения труда упоминало большинство экономистов доклассического и классического периода.
В работах Аристотеля античная экономическая мысль достигает наивысшего развития. Аристотель развивает полезностную теорию ценности. Он утверждает, что общество состоит из разнородных величин, объединенных в одно целое, так как общественные взаимоотношения, например выражающиеся в обмене, возникают не тогда, когда есть два врача, а когда есть, скажем, врач и земледелец, и вообще разные и неравные стороны, которые нужно сравнить. Все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо. И такой мерой сравнения, но мнению Аристотеля, является потребность, силу которой можно измерить деньгами. Именно благодаря использованию потребности в качестве мерила благ можно найти пропорции обмена различных вещей.
Значение работ Аристотеля состоит также в том, что он вплотную подошел к анализу важнейших категорий экономики – цены, денег, собственности. Так, Аристотель был близок к выделению таких категорий, как потребительная и меновая ценность, говоря, что каждый предмет может быть использован по прямому назначению (например, обувь можно носить) и не по прямому назначению (обувь можно обменивать). Но одни предметы в большей степени годны для использования в процессе обмена, поэтому по мере развития товарно-денежных отношений денежные функции стали исполнять металлы. Деньги получили свой статус благодаря взаимному соглашению людей – это формулировка так называемой номиналистической теории денег, в которой принимается, что источником ценности денег является соглашение между людьми.
Аристотель формулирует и некоторые функции денег. Деньги выполняют, во-первых, функцию обращения, так как монета опосредует обмен, и, во-вторых, функцию меры стоимости, поскольку должна существовать какая-то единица измерения, основанная на условленности, которая делает все соизмеримым.
Рассматривает Аристотель и проблему накопления капитала. Он придерживается типичного для древнегреческих философов взгляда, согласно которому накопление капитала не является добродетелью. В основе его аргументации лежит тезис о том, что накопление капитала неестественно, так как ростовщики используют деньги не по прямому назначению. Деньги появились в процессе обмена как средство, которое упрощает куплю и продажу товаров, однако ростовщики копят деньги не для того, чтобы покупать товары, а ради самого факта накопления. Аристотель противопоставляет искусство увеличения состояния и искусство ведения домашнего хозяйства. Здесь одни и те же инструменты - деньги – используются по-разному, так как различаются цели. Цель накопления состояния порочная, в то время как цель ведения домашнего хозяйства благая.