Доходы и прибыль. Их формирование и распределение
Знакомство с показателем выручки от реализации продукции или услуг (объем реализации, товарооборот, объем продаж – иные названия этого показателя), как и с предпринимательским доходом, или прибылью от реализации, относится к курсу "Финансы предприятий" Однако и в курсе "Финансовый менеджмент" им отводится специальный раздел. Это объясняется их особой важностью для всей финансово-хозяйственной деятельности и механизма управления ею.
Прежде всего – планирование обоих показателей. В современных рыночных условиях выручку от реализации, как и прибыль от нее, можно определять но объему портфеля заказов, согласуя его с производственными мощностями предприятия через сравнительный анализ с ожидаемой реализацией в предплановом периоде. Однако этот метод лучше использовать в качестве контрольного, ибо для формирования самого портфеля заказов применительно к новым условиям хозяйствования в планируемом периоде необходимы точные данные но всем разделам бизнес-плана (технико-экономическая база, соответственно – производственные мощности, ассортимент и структура выпуска и пр.).
К моменту начала планово-бюджетного процесса (назовем его условно так), базирующегося, как правило, на полугодовом отчете, у предприятия нет необходимой информации: осенние оптовые ярмарки и биржевые торги еще не дали и не могли дать своих результатов. К тому же на оптовые ярмарки и товарную биржу следует выйти со своим достаточно надежным проектом, в котором необходимо предусмотреть небольшой резерв (порядка 3-5%)[1] дополнительного выпуска продукции для возможного рыночного маневра.
Поэтому предприятию приходится прибегать к традиционному методу расчета реализации по схеме так называемого товарного баланса. Его формула имеет следующий вид:
где Р – реализация: Т – товарный выпуск; и – соответственно переходящие остатки нереализованной продукции на начало и конец года.
В нашем практическом расчете (табл. 3.3) баланс выпуска и реализации (товарный баланс) имеет три стоимостные оценки: 1 – в оптовых ценах предприятия (т.е. цена реализации без НДС и акцизов), 2 – по себестоимости и 3 – прибыли. Иными словами, мы решаем задачи и выводим прибыль от реализации продукции (услуг) основного производства, или предпринимательский доход. Переходящие остатки нереализованной продукции включают готовую продукцию па складе и товары отгруженные (в бухгалтерском балансе отражены одной строкой: "Товары", которые, в свою очередь, состоят из следующих компонентов: 1 – товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил (зависят от однодневной отгрузки или выпуска в IV квартале и периода документооборота, так как деньги получим по поступлении платежного требования к нашему заказчику, покупателю); 2 – товары, не оплаченные в срок; 3 – товары на ответственном хранении у покупателя (как правило, ввиду полного или частичного отказа от оплаты, или стакцепта).
Таблица 3.3
Макет товарного баланса и расчета валовой прибыли в планируемом году, усл. ед.
Показатель |
Сумма |
Расчет и пояснения |
1 |
2 |
3 |
1. Остаток готовых изделий на складе, отгруженных и на ответственном хранении на начало года |
Рассчитывается как ожидаемый исходя из показателя на последнюю отчетную дату в предплановом периоде[2] |
|
1.1. По себестоимости[3] |
410 |
|
1.2. По отпускным ценам предприятия[4] |
575 |
|
1.3. Прибыль в остатках нереализованной продукции |
165 |
575-410 |
2. Товарная продукция на планируемый год |
||
2.1. По себестоимости[5] |
50 580 |
Из сметы затрат на производство |
2.2. По отпускным ценам предприятия |
71 930 |
Из расчета объема производства |
2.3. Прибыль от выпуска товарной продукции |
21 350 |
71 930-50 580 |
3. Остаток готовых изделий на складах и товаров, отгруженных на конец планируемого года, дни |
3 |
Число дней запаса можно определить как среднехронологическую величину за предыдущий период (например, за 9,12 мес. или за IV квартал), разделенную на однодневный выпуск того же периода |
3.1. По себестоимости |
442 |
13 260 (вып. IV кв.) / 90•3 = 442 |
3.2. По отпускным ценам предприятия |
616,8 |
18 504 (вып. IV кв.) / 90•3 = 616,8 |
3.3. Прибыль в остатках нереализованной продукции |
174,8 |
616,8-442 = 174,8 |
4. Реализация продукции в планируемом году |
||
4.1. По себестоимости |
50 548 |
410 + 50 580-442 = 50 548 |
4.2. По отпускным ценам предприятия |
71 888,2 |
575 + 71 888,2-616,8 = 71 888,2 |
4.3. Прибыль от реализации |
21 340,2 |
71888,2-50 548 = 21 340,2 |
5. Прибыль (убыток) от прочей реализации |
50 |
|
6. Внереализационные результаты (в том числе от ценных бумаг, налог на имущество и пр.) |
80 |
|
7. Валовая прибыль |
21 470,2 |
21 340,2 + 50 + 80 = 21 470,2 |
В плане входные остатки определяются по ожидаемому на конец текущего года исполнению, а выходные – по экспертной оценке. Однако в нашем примере учтены лишь нормальные, не нарушающие расчетов компоненты остатков. В товарном балансе переходящие остатки оценены по производственной себестоимости, а выпуск – по коммерческой, т.е. с учетом внепроизводственных расходов: последние исчисляются по годовой смете, а потому не относятся на остатки.
Что касается распределения выручки от реализации, то оно осуществляется по известной схеме вычета из выручки текущих затрат (себестоимости) и формирования денежных накоплений. Их распределение, как и распределение внереализационных доходов, мы рассмотрим в специальном разделе. Но прежде обратимся к факторам роста выручки от реализации.