Договор по туристическому обслуживанию

Туризм — это распространенная форма отдыха российских граждан. Несмотря на то что в 2009 г. в разгар экономического кризиса выездной туризм снизился на 15,5%, в 2010 г. число туристов увеличилось на 43%. В среднем ежегодно около 9,5 млн наших соотечественников пользуются услугами туристических фирм. Такая статистика позволяет согласиться с мнением ученых о необходимости закрепления принципов зашиты прав туристов и большом значении гражданско-правового регулирования договорных отношений в данной сфере.

Правовое регулирование туристической деятельности в целом и договорных отношений по туристическому обслуживанию в частности осуществляется на основе Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452. Кроме того, в сфере туризма действуют Государственный стандарт РФ "Туристские услуги. Общие требования. ГОСТ Р 50690—2000", утвержденный постановлением Госстандарта России от 16 ноября 2000 г. № 295-ст, и Национальный стандарт РФ "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. ГОСТ Р 50644-2009", утвержденный приказом Рос-регулирования от 15 декабря 2009 г. № 773-ст.

Договором по туристическому обслуживанию признается договор, в силу которого одна сторона (туроператор или турагент), т.е. исполнитель, обязана реализовать туристский продукт другой стороне (туристу), т.е. потребителю, по заданию самого туриста или третьей стороны — заказчика.

Предметом данного договора выступает туристский продукт. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристский продукт — комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста.

Туроператор или турагент обязаны своевременно предоставлять потребителю необходимую информацию о туристском продукте. Она должна быть достоверной и обеспечивать возможность правильного выбора и обязательно включать следующие сведения. Во-первых, сведения о потребительских свойствах продукта, которые включают в себя информацию о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, средствах размещения, условиях проживания (место расположения и категория отеля или другого средства размещения). Кроме того, должно быть сообщено об условиях питания, предоставляемых услугах по перевозке потребителя в стране пребывания, наличии или отсутствии экскурсовода, переводчика, инструктора-проводника. Во-вторых, сведения о цене продукта и правилах его эффективного и безопасного использования и информация о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги. В-третьих, правила въезда в страну, где будут оказаны туристские услуги, и выезда из нес; сведения о местных традициях, обычаях, памятниках культуры и истории, состоянии окружающей среды (касающейся путешествия) и порядке доступа к туристским ресурсам. А если предстоит путешествие, связанное с повышенным риском, например, прохождение горных, спелеологических маршрутов, занятие экстремальными видами туризма и т.п., исполнитель обязан сообщить потребителю информацию о возможных рисках и последствиях для его жизни и здоровья. Кроме того, туриста обязаны поставить в известность о необходимости прохождения таможенного, пограничного, медицинского или санитарно-эпидемиологического контроля, о порядке и правилах его прохождения[1].

Исполнителем по договору об оказании туристских услуг может быть туроператор, т.е. юридическое лицо, которое осуществляет профессионально деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, или турагент, т.е. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют продвижение и реализацию туристского продукта. Потребитель вправе потребовать от исполнителя информацию, подтверждающую, что сведения о туроператоре внесены в единый федеральный реестр туроператоров. Такой реестр ведется на основании приказа Минспорттуризма России от 26 сентября 2011 г. № 1117 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров". При этом туроператор обязан предоставить сведения о том, что его гражданская ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств застрахована. Вместо договора страхования туроператор может предъявить банковскую гарантию исполнения обязательств по договору.

Второй стороной в договоре выступает турист, т.е. лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

Как правило, турист и заказчик — это одно лицо. Однако договором может быть предусмотрено, что заказчиком туристского продукта является не только сам турист, но и любое другое лицо, в том числе и законный представитель несовершеннолетнего туриста.

Следует отметить, что ст. 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" подробно урегулировала особенности реализации туристского продукта. Так, реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта — о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта. Исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю оригинал договора о реализации туристского продукта, туристскую путевку, документы, удостоверяющие право потребителя на услуги, входящие в туристский продукт (ваучер, билет и др.), а также иные документы, необходимые потребителю для совершения путешествия. Предоставление потребителю указанных документов в более поздние сроки возможно лишь при наличии согласия потребителя[2].

Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора, например, при ухудшении условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке, или изменении сроков совершения путешествия, непредвиденном росте транспортных тарифов, болезни туриста, отказе в выдаче визы и др.[3]

К особенностям данного договора относятся сроки предъявления претензий: претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.