Договор транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции в широком смысле слова входит в число транспортных договоров. Экспедиционная деятельность по своей сущности является вспомогательной по отношению к транспортной деятельности. К пей относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или экспедитора договора перевозки груза; обеспечение погрузки и выгрузки, доставки груза к месту отправления и др. Экспедиционная деятельность — это оказание вспомогательных услуг клиентам транспортных организаций, которые связаны с перевозкой грузов.
Договор транспортной экспедиции, как самостоятельный договор, впервые получил законодательное регулирование в гл. 41 ГК (ст. 801—806). Позднее в развитие правовых норм ГК был принят и вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности". В условиях рыночной экономики этот договор получает все более широкое применение, так как позволяет предпринимателю более рационально осуществлять транспортные операции. Этот договор освобождает предпринимателей, в том числе торговые организации, от выполнения несвойственных им операций по организации и сопровождению перевозок.
Отношения транспортной экспедиции имеют особенности, обусловившие специфическое правовое регулирование. Эти особенности выражаются в том, что услуги транспортной экспедиции непосредственно связаны с перевозкой. Именно связь с перевозочным процессом придает родовым обязательствам оказания фактических и юридических услуг специфический отпечаток.
В ст. 801 ГК договор транспортной экспедиции определен как обязательство, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой.
В договоре транспортной экспедиции участвуют экспедитор и клиент. Основная функция экспедитора заключается в том, что он обязуется за определенное вознаграждение выполнить операции, связанные со сдачей груза органам транспорта в целях его отправки и принятием груза от органов транспорта по его прибытии в пункт назначения. Основные функции клиента заключаются в предоставлении груза, принятии его от экспедитора после его прибытия и уплате экспедитору соответствующего вознаграждения за оказанные услуги.
Договор экспедиции является взаимным, возмездным. Он бывает консенсуальным (экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг) или реальным (экспедитор выполняет услуги с вверенным ему грузом).
Экспедитором может быть только предприниматель (индивидуальный или коммерческая организация), получивший лицензию на занятие экспедиторской деятельностью. Это может быть как специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия). Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение обязанностей экспедитора (ст. 805, ЮЗ ГК).
Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они делятся на: основные (организация перевозок, заключение договора перевозки); дополнительные (любые другие услуги, относящиеся к транспортировке груза).
Договор может быть заключен на: полное транспортно-экспедиционное обслуживание (доставка груза от склада отправителя до склада получателя); частичное транспортно-экспедиционное обслуживание (выполнение части таких операций). И в том и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные услуги.
Форма договора транспортной экспедиции — простая письменная (ст. 802 ГК). Так как условия договора разнообразны, что зависит от вида перевозки и вида груза, то в ГК определена письменная форма такого договора. Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора присоединения. При необходимости экспедитору выдается доверенность для совершения юридически значимых действий от имени клиента.
Срок, определяемый характером взаимоотношений сторон, может быть как разовым, так и длительным. Разовый договор экспедиции, т.е. предусматривающий однократное выполнение экспедиционных операций (например, отправка или получение партии груза), заключается для выполнения разовых экспедиционных поручений. При постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании заключается длительный договор.
Цепа договора транспортной экспедиции — это вознаграждение экспедитора, которое определяется по соглашению сторон. Следует отличать вознаграждение экспедитора от компенсации расходов, понесенных экспедитором при осуществлении деятельности по договору (расходы по внесению провозной платы, платы за разгрузку и выгрузку груза, расходы по уплате пошлин за хранение груза и пр.). Вознаграждение экспедитора не регламентируется ГК. Порядок и условия оплаты экспедиторских услуг должны определяться в заключенном договоре.
Обычно в договоре экспедиции указываются: ставки платежей экспедитору по отдельным выполняемым им операциям и обязанность заказчика возмещать экспедитору понесенные им при исполнении договора фактические расходы. Помимо этого в договоре должно быть определено, сам ли экспедитор (лично) оказывает услугу, либо организует их оказание (силами других коммерческих организаций, граждан).
ОГЛАВЛЕНИЕ договора экспедиции образуется из прав и обязанностей его сторон. Примерный перечень услуг, оказываемых экспедитором, содержится в п. 1 ст. 801 ГК.
Но так как обязанности экспедитора зависят от потребностей клиента, то в договоре транспортной экспедиции должен быть указан конкретный перечень услуг, оказываемых экспедитором. Различают основные (имеющие общее значение) и дополнительные услуги экспедитора (имеющие индивидуальные особенности конкретного договора). Основными обязанностями экспедитора являются:
1) организация перевозки груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором. Экспедитор не обязуется перевезти груз, а лишь организует эту перевозку;
2) заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента;
3) обеспечение отправки груза и его получения в согласованном месте. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности;
4) осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой.
Возможны дополнительные услуги экспедитора.
В конкретных договорах экспедиции основные и дополнительные обязанности экспедитора могут быть различными. Типичными являются следующие операции: 1) представление перевозчику заявок клиента; 2) проверка правильности заполнения клиентом транспортных документов; 3) получение разрешения на завоз груза к отправлению; 4) приемка груза на складе клиента; 5) доставка и сдача его транспортным организациям; 6) оплата за клиента провозных платежей; 7) заключение договоров перевозки; 8) уведомление клиента о прибытии груза; 9) раскредитование перевозочных документов на прибывший груз; 10) приемка груза на станциях (пристанях, портах) и их доставка клиенту и др.
Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор, по не зависящим от него обстоятельствам, не смог предварительно запросить клиента о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.
Экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом он обязан незамедлительно уведомлять клиента об этих изменениях.
Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения, понесенных им в интересах клиента расходов. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором ответственность несет клиент.
Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условии его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей.
Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации.
Основные обязанности клиента:
1) своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором;
2) представить и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля;
3) уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Что касается прав клиента, то он может выбирать маршрут следования груза и вид транспорта; требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза; давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.
Прекращение договора экспедиции осуществляется по общим правилам путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Особенностью данного договора является то, что возможен односторонний отказ от его исполнения. Любая из сторон договора транспортной экспедиции имеет право на одностороннее расторжение договора, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок (такой срок может быть установлен и в самом договоре экспедиции). При одностороннем отказе сторона-инициатор должна возместить другой стороне все причиненные ей, таким образом, убытки. Такой отказ должен иметь письменную форму.
Объем и условия ответственности сторон за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по договору определяются по общим правилам гл. 41 ГК как для экспедитора, так и для клиента.
Ответственность экспедитора перед клиентом является полной, если экспедитор не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ст. 401 ГК). Вместе с тем если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (абз. 2 ст. 803 ГК). Общим основанием ответственности экспедитора является не вина, а обычный предпринимательский риск (п. 3 ст. 403 ГК). Это означает, что экспедитор несет повышенную ответственность как предприниматель, независимо от наличия в его действиях вины, и должен возмещать все убытки, в том числе упущенную выгоду, в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора, а не только в пределах стоимости груза. В отношении требований к экспедитору действует срок исковой давности в один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска (ст. 13 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности").
Клиент несет ответственность, если будет доказана необоснованность его отказа от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% суммы этих расходов. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 1 /10% вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов (ст. 10 Закона).