Договор транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции – это соглашение, по которому одна сторона (экспедитор), обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
По своей правовой природе этот договор весьма близок к таким договорам, как поручение, комиссия, агентирование, оказание возмездных услуг. Как и в случае с перечисленными договорами, его суть заключается в оказании услуг клиенту. Однако круг этих услуг ограничивается рамками транспортной деятельности, в то время как, например, договоры поручения, комиссии и агентирования не имеют таких ограничений, их предметом являются любые сделки и действия. А к предмету договора возмездного оказания услуг относятся оказание услуг, перечень которых законодательно закреплен (услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных и иных услуг). Как видно, он не является исчерпывающим, но вместе с тем закон устанавливает ряд услуг, которые не могут выполняться по этому договору. Среди них указаны и транспортно-экспедиционные услуги (п. 2 ст. 779 ГК РФ).
На наличие в договоре транспортной экспедиции отдельных элементов договоров поручения, комиссии, агентирования косвенно указывает, в частности, п. 1 ст. 801 ГК РФ, закрепляющий право экспедитора заключать договор перевозки груза от имени клиента или от своего имени.
Безусловно, договор транспортной экспедиции также тесно связан с договором перевозки. Эта связь проявляется в том, что, во-первых, как уже отмечалось, экспедитор может заключать договор перевозки груза от своего имени. В этом случае он выступает в качестве грузоотправителя и на него распространяются нормы, регулирующие договор перевозки груза. Во-вторых, связь между обоими договорами прослеживается и в том, что перевозчик может заключить с клиентом (грузоотправителем, грузополучателем) договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). Выступая в нем экспедитором, он будет руководствоваться правилами главы, регулирующей транспортную экспедицию. В этой ситуации налицо совпадение субъектного состава по договору транспортной экспедиции и по договору перевозки.
Здесь в качестве одной стороны выступает экспедитор, он же перевозчик, а другой – клиент, он же грузоотправитель, грузополучатель. Это не может не сказаться на условиях выполнения обоих договоров, решения вопросов ответственности сторон, сроков давности и некоторых других.
Главное же, что указывает на связь между обоими договорами, заключается в том, что договор транспортной экспедиции выполняет роль вспомогательного договора по отношению к договору перевозки. Без последнего он просто не может существовать. Исключение составляет ситуация, когда характер услуги касается заключения договора перевозки, но именно цель заключить такой договор подчеркивает вспомогательный характер договора транспортной экспедиции.
В литературе можно встретить мнение о том, что договор транспортной экспедиции по своей правовой сущности является договором об организации перевозок, регламентированным ст. 798 ГК РФ. Такого взгляда придерживается К. И. Плужников. Если принять эту точку зрения, то получается, что договор транспортной экспедиции подпадает под действие указанной статьи. Однако тут же автор справедливо оговаривается, указывая, что взаимоотношения сторон договора транспортной экспедиции – клиента и экспедитора регулируются правовыми нормами о транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ)[1].
По существу же принципиальное отличие между этими договорами в том, что договор транспортной экспедиции обладает элементами сделок о представительстве, чего не скажешь о группе договоров об организации перевозок.
Исходя из особой цели договора транспортной экспедиции, заключающейся в организации и выполнении услуг в связи с перевозкой груза, содержания в нем отдельных элементов других гражданско-правовых договоров и учитывая то обстоятельство, что этому договору в ГК РФ посвящена специальная глава, имеются все основания согласиться с высказанным в свое время О. С. Иоффе, Μ. Е. Ходуновым[2] и поддержанное в последующем другими цивилистами[3] мнением о том, что договор транспортной экспедиции является самостоятельным гражданско-правовым договором.
Из приведенного определения договора транспортной экспедиции следует, что он является взаимным. Его стороны имеют по отношению друг к другу права и обязанности. Это возмездный договор. Основанием исполнения экспедитором обязательства по оказанию услуг, связанных с перевозкой груза, является получение вознаграждения в виде оплаты этих услуг клиентом.
Договор является реальным в том случае, если экспедитор оказывает услуги с вверенным ему грузом. Если же услуги не связаны непосредственно с грузом (разработка маршрута перевозки, получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и т.п.) или если экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, то такой договор является консенсуальным.
По поводу реального характера договора существуют различные точки зрения. Одни цивилисты категоричны во мнении о том, что договор транспортной экспедиции является, безусловно, консенсуальным[4]. Другие считают, что он может быть и реальным[5]. Опровергая утверждение, что этот договор может быть и реальным в том случае, когда экспедитор выполняет услуги с вверенным ему грузом, сторонники консенсуального характера договора указывают, что передача груза экспедитору возможна лишь во исполнение достигнутого ранее соглашения. Как считает В. В. Витрянский "само получение груза от клиента представляет собой исполнение обязательств из консенсуального договора транспортной экспедиции"[6].
При такой трактовке получается, что одна и та же услуга по перевозке груза может иметь различные правовые способы осуществления. Если она выполняется по договору перевозки, груз должен быть вручен перевозчику до его заключения. При выполнении тех же действий, но по договору транспортной экспедиции, груз передается экспедитору-перевозчику после заключения договора. Это не просто одно из формальных различий. Оно влечет за собой разные правовые последствия. Так, в первом случае при несоответствии груза предъявляемым требованиям перевозчик может отказаться от заключения договора. Во втором случае такой возможности у него нет. Для недопущения указанных нарушений договорных обязательств должен действовать механизм их исполнения вплоть до установления ответственности.
Некоторые моменты более детального регулирования подзаконными нормативными источниками договора транспортной экспедиции по перевозке груза позволяют по-другому оценивать его правовую природу. Он имеет ту особенность, что включает в себя элементы договора перевозки груза, в том числе присущий ему реальный характер. На это указывает следующее обстоятельство. В соответствии с правилами транспортно-экспедиционной деятельности экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции[7]. Среди этих документов значится экспедиторская расписка. Она выдается экспедитором-перевозчиком клиенту-грузоотправителю в подтверждение факта получения груза для перевозки. Экспедиторская расписка выполняет ту же функцию, что и применяемые при перевозке грузов штурманская расписка (на морском транспорте), квитанция о приеме груза (на железнодорожном и внутреннем водном транспорте). Отсутствие экспедиторской расписки как неотъемлемой части договора транспортной экспедиции, т.е. непредъявление груза, означает отсутствие самого договора. Следовательно, ни о каком принятии "перевозчиком груза к перевозке на условиях ранее заключенного соглашения о транспортно-экспедиционном обслуживании клиента"[8] не может быть и речи.
Чтобы исключить на практике споры сторон о моменте вручения груза по договору транспортной экспедиции о его перевозке, Генеральными условиями экспедиторов Российской Федерации, регулирующими международное транспортное экспедирование с участием российской стороны, предусмотрено при оказании экспедитором этой услуги собственным транспортом заключение с заказчиком не только договора транспортной экспедиции, но и договора перевозки груза[9].