Договор пожертвования
Договор пожертвования выделяется в самостоятельную разновидность договора дарения по своему главному признаку — общеполезной цели дарения. Конструкция пожертвования предполагает использование дара по его целевому назначению. В противном случае жертвователь либо его правопреемник вправе требовать отмены пожертвования.
Указанная общая цель может быть уточнена различными способами, например, денежные средства переводятся в благотворительный фонд на капитальный ремонт конкретной школы. Другой вариант: спортивное оборудование или инвентарь передаются префектуре города для содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта[1].
Если использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица — жертвователя по решению суда.
Еще одной специфической чертой договора пожертвования является ограничение круга субъектов договора на стороне одаряемого. К их числу закон относит граждан, учреждения, фонды и иные некоммерческие организации, а также Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования. При этом для принятия пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ). Следовательно, муниципальному' лечебном}' учреждению для принятия имущества в порядке договора пожертвования не обязательно получать на это разрешение у соответствующего органа местного самоуправления.
Наконец, в договоре пожертвования, наряду с наличием общеполезных целей и особых субъектов, является принципиальным то, что пожертвование не может осуществляться (в отличие от обычного дарения) посредством освобождения одаряемого от его обязательств, ибо "пожертвованием признается дарение вещи или права" (п. 1 ст. 582 ГК РФ).
Наряду с общими требованиями о пожертвовании, предусмотренными ГК РФ, специальные федеральные законы конкретизировали эти требования применительно к специфике различных общественных отношений.
Во-первых, специальные требования о пожертвовании действуют применительно к политическим партиям. Согласно ст. 30 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия и ее региональные отделения вправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества от физических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документально подтверждены и указан их источник. Не допускаются пожертвования политической партии и се региональным отделениям от иностранных государств и иностранных юридических лиц; иностранных граждан; лиц без гражданства; граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет; российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30% на день внесения пожертвования (для ОАО — на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год) и ряда иных субъектов.
Общая сумма ежегодных пожертвований, полученных политической партией и ее региональными отделениями, не должна превышать 4 330 000 000 руб. При этом сумма ежегодных пожертвований, полученных региональным отделением политической партии, не должна превышать 86 600 000 руб.
Во-вторых, федеральными законами особо регулируется предоставление безвозмездной помощи в виде грантов. Согласно ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" гранты это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Предоставление гранта является предметом гражданско-правового договора пожертвования, а отношения, возникающие с его заключением, регулируются нормами ст. 582 ГК РФ.
В-третьих, согласно ст. 15 Федерального закона от И августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" источником формирования имущества благотворительной организации являются благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме.
Если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80% благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано па благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.
Особой разновидностью благотворительной деятельности является меценатство. Государственной Думой в первом чтении был принят проект закона № 164510-6 "О меценатской деятельности", которым предусматривается особый порядок оформления договорных отношений между меценатом и получателем меценатской поддержки. Так, меценат вправе определять цели использования меценатской поддержки, о чем указывается в договоре с получателем меценатской поддержки, а получатель меценатской поддержки вправе использовать полученную меценатскую поддержку исключительно па осуществление уставной деятельности в области культуры. Форма и ОГЛАВЛЕНИЕ меценатской поддержки определяются в договоре между меценатом и получателем меценатской поддержки. Договор между меценатом и получателем меценатской поддержки оформляется в письменном виде и подлежит нотариальному удостоверению[2].