Договор перевозки пассажиров
Перевозка пассажиров может осуществляться по регулярному маршруту (по расписанию рейсов автобуса, самолета, поезда) или в частном порядке (по заказу, например, проезд в такси). Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки и относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Гражданским законодательством отношения по перевозке пассажиров урегулированы в ст. 786 ГК РФ, а именно: по договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажиров в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа. Договоры перевозки пассажиров, как правило, относятся к договорам присоединения, т.е. условия таких договоров определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ).
Формуляром или стандартной формой, содержащей все существенные условия договора перевозки, является пассажирский билет.
Существенными условиями договора перевозки пассажира являются место отправления и назначения, дата и время отправления транспортного средства, номер пассажирского места, стоимость проезда, дата приобретения билета. Эти условия отражаются в пассажирском билете.
Сторонами в данном договоре выступают перевозчик и пассажир.
Пассажиром могут выступать любые физические лица. Пассажир имеет право перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Перевозчик — это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, который имеет лицензию па перевозку пассажиров и право ее осуществлять в соответствии с учредительными документами.
Правовое регулирование договора морской перевозки пассажира отличается тем, что ст. 181 КТМ РФ установила возможность пассажира перевозить с собой бесплатно, а в заграничном сообщении — в соответствии с льготным тарифом одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от двух до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест. Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы. Пассажир вправе до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозки пассажира. В случае если пассажир отказался от договора морской перевозки пассажира не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, либо не явился к отходу судна вследствие болезни, либо до отхода судна отказался от договора морской перевозки пассажира вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам, пассажиру возвращаются вся уплаченная им плата за проезд и плата за провоз багажа. Перевозчик также может отказаться от исполнения договора морской перевозки пассажира, но только при наступлении определенных в законе и не зависящих от перевозчика обстоятельств, например в случае наступления войны, блокады, задержания судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора; привлечении судна для государственных нужд, гибели судна или его захвате; признании судна непригодным к плаванию.
При отказе перевозчика от исполнения договора морской перевозки пассажира до отхода судна пассажиру возвращаются вся плата за провоз пассажира и плата за провоз его багажа, после начала рейса — их часть в размере, пропорциональном расстоянию, на которое перевозка пассажира не была осуществлена.
Кроме того, ст. 186 КТМ РФ установила повышенную ответственность перевозчика в договорных отношениях за смерть пассажира и повреждение его здоровья, а также за утрату багажа пассажира или повреждение его багажа, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).
Правила заключения, исполнения, изменения и прекращения договора железнодорожной перевозки пассажира подробно регламентированы Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 т. № 111.
К особенностям этого договора следует отнести требования к перевозчикам и владельцам железных дорог, другой инфраструктуры обеспечивать безопасность перевозок пассажиров. Это выражается в том, что пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами. Владельцы инфраструктур обязаны предоставлять организациям связи помещения для оказания пассажирам услуг почтовой, телеграфной и телефонной связи па основании договоров аренды на равных с другими арендаторами условиях.
Согласно ст. 83 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров.
Пассажиры имеют право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом; провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, багаж и грузобагаж для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом; делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на 10 суток; продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае непредоставления места, указанного в проездном документе (билете), и несогласия воспользоваться другим местом на время до отправления следующего поезда, в котором ему будет предоставлено место, а при отказе от поездки получить полную стоимость проезда, состоящую из стоимости билета, стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета), и т.д.
При возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право не позднее, чем за восемь часов до отправления поезда, получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты; менее чем за восемь часов, но не позднее, чем за два часа до отправления поезда, получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты; менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир имеет право: приобрести билет для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленной формы; провозить бесплатно детей в возрасте не старше пяти лет; провозить с собой ручную кладь в порядке и на условиях, которые предусмотрены правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; получать полную стоимость проезда в случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на час.
Договор авиаперевозки пассажира отличается порядком заключения и исполнения договора, а также объемом ответственности перевозчика, порядком предъявления претензий.
Во-первых, согласно ст. 106 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан организовывать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
Пассажир воздушного судна имеет право: проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок; бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от тина воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира; бесплатного, при международных воздушных перевозках — в соответствии с льготным тарифом, перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше двух лет, а также дети в возрасте от 2 до 12 лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест; а также право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.
Наряду с Воздушным кодексом договорные отношения по перевозке регламентируются Федеральными авиационными правилами, которые были разработаны в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.).
Пассажир воздушного судна обязан оплатить провозную плату, которая определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и (или) багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира и Правилам формирования и применения тарифов па регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденным приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 г. № 155, а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности — стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.
В случае изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира вследствие отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и в дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставления пассажиру обслуживания но классу, указанному в билете; неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом до начала перевозки, провозная плата определяется на основании тарифов, действовавших на дату перевозки, предусмотренную первоначальным договором воздушной перевозки пассажира.
Законом запрещено использование билета на самолет лицом, не указанным в билете. В случае предъявления билета лицом, не указанным в билете, билет может быть изъят без возмещения его стоимости. При этом перевозчиком составляется акт с указанием причин изъятия билета.
Во-вторых, изменение маршрута перевозки, указанного в перевозочных документах, может быть произведено по согласованию между перевозчиком и пассажиром, грузоотправителем. В случае изменения пассажиром маршрута перевозки перевозчиком может производиться перерасчет стоимости перевозки. Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
В-третьих, для перевозки пассажира и багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа. Пассажир допускается к перевозке при наличии билета, оформленного должным образом.
При этом пассажир должен заблаговременно прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа. Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством РФ.
Договор наземной перевозки пассажира осуществляется в соответствии с Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112, утвердившем Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Кроме того, что этот договор является публичным и относится к договорам присоединения, следует отметить, что законодательство в этой сфере устанавливает множество условий и отличий договора перевозки автомобильным транспортом. Так, продажа билетов для проезда наземным транспортом начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за пять минут до отправления транспортного средства. Билет (квитанцию) пассажир получает или на автовокзале[1] или в транспорте у кондуктора, водителя легкового такси.
В продаже билета может быть отказано при превышении вместимости транспортного средства или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения.
В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, который указан перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем.
Указанным Уставом предусмотрен ряд гарантий прав пассажира на возмещение стоимости билета при его возврате. Например, пассажир имеет право в случае опоздания к отправлению транспортного средства в течение трех часов или вследствие болезни, несчастного случая в течение трех суток с момента отправления транспортного средства, на которое был приобретен билет, возобновить действие билета па другое транспортное средство при условии доплаты, размер которой составляет 25% стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади, или получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом 25% их стоимости. В случае возврата билета в кассу не позднее чем за два часа до отправления транспортного средства он имеет право получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом 5% их стоимости или в случае возврата билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом 15% их стоимости и т.д.
Заключение договора перевозки пассажира только в исключительных случаях сопровождается оформлением письменного договора, обычаями делового оборота считается удостоверение договора перевозки билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади. Формы билета и багажной квитанции установлены приказами Минтранса России от 21 августа 2012 г. № 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте" и от 5 августа 2008 г. № 120 "Об утверждении форм перевозочных документов па перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, используемых при оказании услуг населению железнодорожным транс) юртом".
Особый порядок установлен для случаев, когда предоставлены некачественные услуги по перевозке пассажиров или багажа и пассажиром предъявляются претензии по договору к перевозчику. Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта предусмотрено, что в случае, если багаж испорчен, поврежден или отсутствует, обнаружен невостребованный багаж, то обязательно должен быть составлен коммерческий акт. Коммерческий акт составляется в двух экземплярах перевозчиком в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом или не позднее следующих суток. Он должен содержать следующую информацию: описание состояния багажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность; данные о том, правильно ли был погружен, размещен и закреплен багаж; описание нарушения требований к погрузке, размещению или креплению багажа.
Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также пассажир, если он участвует в проверке багажа. По требованию пассажира перевозчик обязан выдать коммерческий акт в течение трех дней. В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или при оформлении коммерческого акта с нарушением установленных требований пассажир подает перевозчику заявление о таких нарушениях в письменной форме.
Перевозчик обязан дать пассажиру мотивированный ответ на заявление в течение трех дней. В случае подтверждения обоснованности заявления плата с пассажира за хранение багажа в течение времени, затраченного на составление коммерческого акта, не взимается.
Претензия, возникшая в связи с перевозками пассажиров и багажа или предоставлением транспортных средств для перевозки пассажиров и багажа, предъявляется по месту нахождения перевозчика. К ней прилагается коммерческий акт — в случае порчи, недостачи или повреждения принятого к перевозке багажа; акт общей формы — в случае просрочки доставки багажа либо прекращения перевозки пассажиров и багажа по заказу по инициативе фрахтовщика; билет — в случае задержки отправления или опоздания прибытия транспортного средства, выполняющего регулярные перевозки пассажиров и багажа в междугородном сообщении; договор фрахтования или заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа — в случае непредоставления транспортного средства для осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказ}'.
Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, договоров фрахтования, составляет год. В целом порядок направления и рассмотрения претензий установлен правилами перевозок и отдельными нормативными актами, такими как приказ МПС России от 18 июня 2003 г. № 42 "Об утверждении Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом".
По договорам железнодорожных перевозок претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней.