Договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении

Этот договор не имеет принципиальных отличий от обычного договора перевозки груза. Ему присуща та же система алгоритма действий сторон по выполнению условий договора, что и для обычного договора перевозки груза.

Вместе с тем договор перевозки груза в прямом смешанном сообщении имеет ряд особенностей. Эти особенности касаются субъектного состава, условий исчисления срока доставки груза, цены договора, порядка расчетов и формы договора.

Стороны договора. Субъектный состав договорного отношения в прямом смешанном сообщении отличается от субъектов обычного договора перевозки груза.

Речь идет о расширении круга участников на стороне перевозчика. В любой смешанной перевозке участвуют как минимум два перевозчика, представляющие разные виды транспорта. Это ведет к существенному усложнению складывающейся системы правоотношений в рамках такой перевозки. Возникают дополнительные отношения, во-первых, между соперевозчиками, а во-вторых, отношения грузоотправителя и грузополучателя не только с первым перевозчиком, но и со вторым и последующими. На это обстоятельство в некоторых случаях прямо указывают транспортные законы. В частности, такие отношения возникают в связи с оплатой перевозки. Так, в соответствии со ст. 113 КВВТ плата за перевозки грузов в прямом смешанном сообщении взимается на железнодорожных станциях и в морских портах отправления с грузоотправителей, исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки по железным дорогам или морским путям, а в речных портах перевалки грузов – с грузоотправителей или грузополучателей, исходя из расстояний, на которые осуществляются перевозки по внутренним водным путям.

Усложненный субъектный состав договорных отношений при перевозках в прямом смешанном сообщении требует определения правового статуса соперевозчиков. В юридической литературе по этому вопросу высказываются различные мнения. Так, по мнению Д. А. Медведева и В. Т. Смирнова, при "прямых смешанных перевозках возникает обязательственное правоотношение с множественностью лиц соперевозчиков... Заключая договор перевозки, транспортная организация пункта отправления выступает как от своего имени, так и от имени всех других участвующих в исполнении обязательств перевозки лиц в качестве представителя. Представительство в данном случае основано на указании закона (как это имеет место на железнодорожном транспорте) или на договорах между транспортными организациями"[1].

Возражая авторам приведенной позиции, В. В. Витрянский видит ее уязвимость в том, что стороны договора как минимум должны выразить свое волеизъявление на его заключение, а также свое согласие с его существенными условиями, в рассматриваемой же ситуации ничего этого нет. По утверждению В. В. Витрянского, другие перевозчики не только не участвуют в заключении договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении, но и ничего не ведают о том, что такой договор заключен первым перевозчиком и грузоотправителем[2].

Этот аргумент не соответствует действующему транспортному законодательству. Соперевозчики при перевозке в прямом смешанном сообщении не только знают о заключении договора перевозки груза, но и выражают свое волеизъявление на участие в данном договоре. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 11 УЖТ для осуществления перевозки грузов грузоотправитель представляет перевозчику не менее чем за 15 дней до начала перевозки в прямом смешанном сообщении надлежащим образом оформленную заявку на перевозку груза. В ней указываются условия перевозки, в том числе количество вагонов и тонн, пункт назначения и другие предусмотренные правилами сведения. Заявка согласовывается не только с первым перевозчиком, но и с организациями других видов транспорта.

Тем не менее В. В. Витрянский считает, что "исполнение части своих обязательств, вытекающих из договора перевозки, перевозчик возлагает на другие транспортные организации, в том числе принадлежащие к иным видам транспорта (п. 1 ст. 313 ГК)"[3]. Но именно по причине принадлежности транспортных организаций к разным видам транспорта они не могут выполнять часть обязательств первого перевозчика. Каждый вид транспорта имеет свои особенности и возможности. Поэтому транспортное законодательство построено таким образом, что отдельные виды транспорта имеют свою нормативную правовую базу, отражающую их специфику, особенности договорных условий перевозок и ответственности сторон при нарушении обязательств.

Из смысла транспортных норм следует, что сторона договора перевозки в прямом смешанном сообщении, исполняющая перевозку, представлена несколькими перевозчиками, т.е. здесь действует обязательство с множественностью лиц на стороне должника (п. 1 ст. 308 ГК). Это подтверждается нормативным закреплением: во-первых, порядка согласования с каждым перевозчиком условий договора; во-вторых, порядка вступления в перевозочный процесс соответствующего перевозчика и выполнения им части перевозки; в-третьих, особых условий перевозки отдельными видами транспорта (перевозка груза навалом, насыпью, в открытом подвижном составе, на палубе, в условиях вибрации, температурных перепадов и т.д.); в-четвертых, порядка расчетов грузоотправителя (грузополучателя) с каждым перевозчиком (но не расчетов первого перевозчика с последующими как третьими лицами); в-пятых, периодов ответственности перевозчиков (до передачи груза она лежит на перевозчике, сдающем его в пункте перевалки, а после передачи – на принявшем груз перевозчике).

Еще один момент, связанный со спецификой субъектного состава договорных отношений при перевозках в прямом смешанном сообщении, касается появления нового участника – оператора комбинированной перевозки грузов в международных перевозках, в которых может участвовать российская сторона. Его статус урегулирован Конвенцией ООН о международных смешанных перевозках грузов от 24 мая 1980 г. Фигурирует этот субъект транспортных отношений и в проектах законов о прямых смешанных (комбинированных) перевозках[4].

ОГЛАВЛЕНИЕ договора. Обязанности перевозчиков. Как и при осуществлении обычной перевозки, каждый из перевозчиков обязан перевезти груз в пределах своего участка перевозки и вручить его очередному перевозчику, а последний – доставить в пункт назначения и выдать груз управомоченному лицу (грузополучателю). Каждый из перевозчиков должен доставить груз в сохранности с соблюдением установленных сроков.

Но имеются и некоторые особенности обязанностей перевозчиков. Так, перевозки морскими судами определенных грузов не требуют согласования с грузовладельцем их перевозки на палубе. Это касается леса, машин, станков, оборудования и других штучных грузов, перевозимых железными дорогами на открытом подвижном составе, а также иные грузы в соответствии со специальными правилами[5].

При перевозках скоропортящихся, огнеопасных и легкогорючих грузов, принимаемых для перевозки в прямом смешанном сообщении, перевозчики должны соблюдать особые условия их перевозки, установленные правилами.

В случаях принятия грузов к перевозке до объявления окончания приема грузов к перевозке водным транспортом перевозчики морского и внутреннего водного транспорта обязаны беспрепятственно принимать такие грузы от перевозчика железнодорожного транспорта. Если перевозчики морского и внутреннего водного транспорта в связи с прекращением навигации не могут доставить груз в пункт назначения, они должны потребовать от грузоотправителя указания о переадресовке груза.

Обязанностью перевозчика железнодорожного транспорта является пломбирование вагонов, загруженных в портах или на пристанях грузом, перевозимым в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

Обязанности грузоотправителя. Его основная обязанность по оплате перевозки имеет ту особенность, что он производит расчет не за всю перевозку груза, а только с первым перевозчиком за часть выполненной им перевозки. Услуги второго перевозчика оплачивает либо грузоотправитель, либо грузополучатель в пункте перевалки. Закон предоставляет право иным юридическим или физическим лицам, выступающим от имени грузоотправителя, грузополучателя, вносить плату за перевозку груза (ст. 76 УЖТ, п. 3 ст. 113 КВВТ). На грузоотправителя возлагается обязанность по соблюдению особого требования предъявлять груз к перевозке в железнодорожно-водно-автомобильном сообщении в таре, обеспечивающей его сохранность при перевалке и следовании в каждом виде транспорта. Обязанностью грузоотправителя является указание о переадресовке груза по новому назначению в случае, когда груз не может быть доставлен в пункт назначения перевозчиком морского или внутреннего водного транспорта в связи с прекращением навигации.

Форма договора. Особенностью договора перевозки груза в прямом смешанном сообщении является ее осуществление по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования груза. Он именуется транспортной накладной. По сравнению с накладными, подтверждающими заключение договора перевозки груза соответствующим видом транспорта, она имеет дополнительные графы, в которых фиксируются сведения о каждом перевозчике. В ней предусмотрено проставление заверительных и календарных штемпелей каждого перевозчика, содержатся сведения о транспортных средствах, которыми осуществляется перевозка, графы о перевалочных пунктах и др.

Перечисленные дополнительные данные имеют важное правовое значение. Например, календарные штемпели перевозчиков указывают на время передачи груза для продолжения перевозки и определяют моменты перехода ответственности за несохранность груза от одного перевозчика к другому.

Главное требование, которое предъявляется к транспортной накладной, это правильность содержащихся в ней сведений.

Срок договора. Особенность договора перевозки грузов в прямом смешанном сообщении заключается в специфике установления срока доставки грузов. Поскольку данная перевозка осуществляется различными видами транспорта, это сложный срок, состоящий из сроков перевозок соответствующими видами транспорта на своих участках. Каждому виду транспорта присущи свои скоростные характеристики. Поэтому при определении срока перевозки тем или иным видом транспорта исходят из расчетов на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующего вида. Особняком стоит железнодорожный транспорт, где в расчет идет тот скоростной режим из закрепленных в УЖТ (перевозка грузовой и большой скоростью), который определен грузоотправителем.

Однако механическое сложение сроков, затраченных каждым видом транспорта, не в полной мере отражает фактические временные затраты на доставку груза в пункт назначения. Во-первых, требуется еще время на передачу груза от одного перевозчика другому, т.е. время на осуществление перевалок груза. Во-вторых, важный момент, который не может не учитываться при определении срока перевозки груза в прямом смешанном сообщении, – это разные технические характеристики транспортных средств, участвующих в перевозке, связанные с их грузоподъемностью. Здесь принципиальные отличия обнаруживаются, например, между автомобильным и железнодорожным транспортом. Вполне понятно, что, например, экономическая целесообразность перевозок железнодорожным транспортом требует необходимости осуществления перевозок в объемах, отвечающих его возможностям. Грузы, доставленные автомобилями для дальнейшей перевозки железнодорожным транспортом, будут считаться для последнего мелкими отправками.

Такая ситуация характерна в равной степени и для морского, а также внутреннего водного транспорта. С учетом этого обстоятельства в Правилах перевозок в прямом смешанном сообщении в общий срок перевозок грузов включено также время на накопление мелких отправок. То есть, определяя, имеется ли нарушение срока, нужно исходить из суммарного нормативного срока перевозки в прямом смешанном сообщении.

Все изложенное имеет важное значение для вопроса об ответственности за просрочку доставки грузов. Речь идет, в частности, о том, какие нарушения сроков следует считать просрочкой доставки груза. Это также вопрос, касающийся определения того, кто из соперевозчиков несет ответственность при нарушении общего срока перевозки. Наконец, это вопрос о том, несет ли ответственность за нарушение срока на своем участке перевозчик при соблюдении общего срока доставки груза.

Цена договора. Особенность цены договора перевозки в прямом смешанном сообщении состоит в том, что она не только включает стоимость перевозки груза, но и оплату стоимости перегрузки груза с одного вида транспорта на другой, перемещение груза в зонах перевалочного пункта и др.

Установленный порядок оплаты перевозки груза, в соответствии с которым с первым перевозчиком в пункте отправления за расстояние, на которое им осуществляется перевозка, рассчитывается грузоотправитель, а со вторым перевозчиком в пункте перевалки за его перевозку расчет производит грузоотправитель или грузополучатель (ст. 76 УЖТ, п. 1, 2 ст. 113 КВВТ), оставляет открытым вопрос о порядке ее оплаты при участии в перевозочном процессе трех и более перевозчиков. Следуя логике закрепленного в транспортных законах порядка, можно предположить, что с каждым последующим перевозчиком расчет за его часть перевозки производится грузоотправителем или грузополучателем.