Договор об организации перевозки грузов
Договору об организации перевозки грузов принадлежит важная роль в придании транспортному процессу стабильности при осуществлении перевозчиком систематических перевозок грузов постоянного клиента-грузовладельца (грузоотправителя). Этот договор устанавливает между ними правоотношения на долгосрочной основе для обеспечения гарантированных разовых перевозок грузов с установленной периодичностью в течение длительного времени.
Договор закреплен ГК (ст. 798) и транспортными законами. Только в ВК такой договор вообще не упоминается.
В других транспортных кодексах и уставах степень конкретизации предмета договора, его условий, обязанностей сторон, формы договора неодинакова.
В УАТГНЭТ договор об организации перевозки грузов лишь упоминается в связи с регулированием вопроса о порядке заключения разового договора перевозки груза. В ч. 5 ст. 8 этого Устава указывается, что договор перевозки груза заключается посредством принятия перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя, если имеется договор об организации перевозки грузов. Между тем в ранее действовавшем Уставе автомобильного транспорта РСФСР 1969 г. он именовался годовым договором на перевозку грузов автомобильным транспортом и был детально урегулирован в ст. 36.
УЖТ в отличие от УАТГНЭТ не только сохранил положения норм действовавшего ранее Транспортного устава железных дорог Российской Федерации 1998 г., которые регулировали договор об организации перевозки грузов, но и дополнил их положениями о письменной форме договора, а также принятия на его основе заявок на перевозку конкретных грузов (ст. 10 УЖТ).
КВВТ в регулировании указанного договора пошел дальше дублирования положения ст. 798 ГК. Воспроизведя определение договора об организации перевозки грузов, данное в ГК, он урегулировал соотношение между этим договором и договором разовой перевозки груза. Оно выражается в том, что условия перевозок грузов, согласованные сторонами в договоре об организации перевозок[1], считаются включенными в договор перевозки груза в определенном рейсе, если иное не предусмотрено таким договором (п. 2 ст. 68 КВВТ). КВВТ закреплены условия договора об организации перевозок грузов.
Возможность заключения перевозчиками и грузовладельцами при осуществлении систематических морских перевозок грузов долгосрочных договоров об организации перевозок предусмотрена КТМ (ст. 118). Он регулирует вопросы соотношения между долгосрочным договором об организации морских перевозок и договором морской перевозки груза[2].
Таковы основные особенности регулирования договора об организации перевозки грузов в транспортных кодексах и уставах.
Понятие договора об организации перевозки грузов
В соответствии со ст. 798 ГК это соглашение, по которому перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Правовая природа договора об организации перевозки грузов оценивается цивилистами по-разному. Одни рассматривают его как предварительный договор[3], другие считают, что он относится к числу организационных договоров[4]. Сторонники предварительного характера указанного договора исходят из того, что "заключение договора об организации не освобождает, а, наоборот, предполагает необходимость заключения соответствующего договора перевозки груза, ибо только такой договор обеспечивает реальное перемещение груза от пункта отправления до места назначения"[5].
Авторы причисления договора об организации перевозки грузов к организационным договорам обращают внимание на тот факт, что в соответствии с законом (ст. 429 ГК) предварительные договоры заключаются в форме, установленной для основного договора, но "форма реального договора перевозки груза (транспортная накладная) никак не может служить формой договора об организации перевозок грузов"[6]. Еще один аргумент сводится к тому, что договор об организации перевозки предполагает заключение не одного, а множества договоров[7].
При оценке характера договора об организации перевозки грузов следует исходить из положений теории гражданско-правовых договоров, согласно которой организационные договоры подразделяются на предварительные, генеральные, многосторонние[8]. Так называемые генеральные договоры заключаются в сфере предпринимательской деятельности. На основании и во исполнение указанных договоров стороны заключают целый ряд конкретных однотипных договоров. Именно такую функцию выполняет разновидность генеральных договоров – договоры об организации перевозок грузов, на основании которых заключаются договоры перевозки конкретных грузов. На это указывает Е. А. Суханов, который в качестве примера генеральных договоров называет "направленные на организацию перевозок грузов годовые и аналогичные им договоры перевозок с грузоотправителями, служащие основанием для последующего заключения договоров перевозки конкретных грузов"[9].
По своей правовой природе договор об организации перевозки грузов является консенсуальным. Он считается заключенным с момента, когда стороны достигли согласия по всем существенным условиям и оформили договор в установленном порядке. К существенным условиям договора относятся объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также порядок расчетов.
Договор является взаимным. На стороны возлагаются встречные обязательства по организации перевозочного процесса на длительное время. Этот договор относится к числу формальных. Он заключается в простой письменной форме.