Договор об оказании медицинских услуг
Платные медицинские услуги предоставляются гражданам дополнительно к бесплатной медицинской помощи, являясь уже более 15 лет частью отечественного гражданского оборота. Ежегодно Правительством РФ принимается программа государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи, которая содержит перечень видов и условий медицинской помощи, оказываемой гражданам безвозмездно. Однако эта Программа охватывает далеко не весь перечень медицинских услуг, в которых нуждается население, в связи с чем все чаще граждане вынуждены обращаться за платной помощью в медицинские учреждения.
С 1 января 2012 г. оказание медицинских услуг полностью регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Договор об оказании медицинских услуг заключается между медицинским учреждением и гражданином или организацией на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей. Предметом данного договора являются работы (услуги), которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В качестве особенности данного договора следует отметить требования, которые предъявляются к учреждению, оказывающему медицинские услуги. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением. При этом медицинские учреждения обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации.
Цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством РФ[1].
Исходя из правил предоставления платных медицинских услуг, существенными условиями договора являются условия и сроки получения таких услуг, их перечень, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Плата за медицинские услуги должна производиться либо через банк либо в самом медицинском учреждении, но с обязательным применением контрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю (кассовый) чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег. Особых требований в законе к форме этого договора нет, и на практике это вызывает судебные споры.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело о признании договора на оказание платных медицинских услуг недействительным, направила его на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку вывод суда о ничтожности сделки ввиду отсутствия выраженной воли пациента на се совершение нельзя признать правильным, так как судом не учтено, что медицинская карта больного, расчетный лист и кассовый чек об оплате услуг регламентируют необходимые вопросы об условиях, сроках и порядке предоставления медицинских услуг, что свидетельствует о достижении соглашения обществом и потребителем по всем существенным условиям оказываемых и потребляемых услуг, носящих одномоментный характер. При этом суд руководствовался тем, что гл. 39 ГК РФ не устанавливает обязательных требований к форме договора возмездного оказания услуг.
Пунктом 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27[2] установлено, что предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Однако в данной норме форма договора (письменная или устная), заключаемого между медицинским учреждением и потребителем, не определена.
Письменная форма договора в соответствии со ст. 161 ГК РФ предусмотрена в случаях предоставления услуг, исполнение которых носит пролонгированный но времени характер. При этом в договоре должны быть регламентированы условия и сроки получения платных медицинских услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон (см. определение Судебной коллегии но гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 сентября 2009г.№5-В09-100).
В свою очередь потребители медицинских услуг или пациенты имеют право требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги. В случае предоставления медицинских услуг ненадлежащего качества они вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда. При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору либо назначить новый срок оказания услуги, либо потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги, либо потребовать исполнения услуги другим специалистом, либо расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков[3]. К сожалению, в практике часто встречаются случаи, когда халатность врачей при оказании медицинской помощи приводит к плачевным последствиям. При этом сложность дел, связанных с взысканием вреда, причиненного некачественным медицинским обслуживаем, заключается в трудности определения причинно-следственной связи между неверным диагнозом или неправильным лечением и ухудшением здоровья пациента.