Договор морской перевозки груза
В КТМ дается определение договора морской перевозки груза, которое существенно отличается от определений договора перевозки груза, закрепленных в ГК и транспортных законах. В соответствии со ст. 115 КТМ по этому договору перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку установленную плату (фрахт).
Договор морской перевозки груза может быть заключен: 1) с условием предоставления всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 2) без такого условия.
По сути, приведенная дефиниция объединяет определения двух видов договоров – договора морской перевозки груза по коносаменту и договора фрахтования для перевозки груза (чартер). Подобной комбинированной дефиниции мы не найдем ни в одном транспортном законе. Что касается ГК, то он содержит определение договора перевозки груза по накладной (коносаменту, иному предусмотренному документу) (ст. 785) и договора фрахтования для перевозки груза (ст. 787).
Возникает вопрос: насколько оправданно предложенное законодателем объединение в ст. 115 КТМ определений двух видов договоров? Прежде всего, необходимо отметить громоздкость сформулированной конструкции определения, которая затрудняет восприятие и вычленение элементов, относящихся к одному и другому виду договора.
Следующий момент касается отсутствия в части, относящейся к определению договора фрахтования, указания на одну из его сторон, а именно на фрахтовщика. Из текста следует, что в качестве сторон договора фрахтования (чартера) выступает перевозчик и фрахтователь. Это противоречит ст. 787 ГК, согласно которой сторонами договора фрахтования являются фрахтовщик и фрахтователь.
Кроме того, в приведенной дефиниции допущена неточность в определении момента передачи отправителем груза перевозчику, т.е. выполнения им обязанности в рамках договора перевозки груза по коносаменту. КТМ допускает два варианта его передачи. Согласно п. 1 ст. 115 КТМ "...перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель...". Вариант передачи груза в будущем, когда договор уже заключен, не соответствует п. 1 ст. 785 ГК, возлагающему на перевозчика обязанность "доставить вверенный ему отправителем груз...". Приведенная формулировка ГК исключает передачу груза в будущем и указывает на реальный характер договора.
Однако в Комментарии к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации эта ситуация трактуется следующим образом. Утверждается, что "указание на обязательство перевозчика доставить груз, “который ему... передаст отправитель”, позволяет включить в определение договора перевозки будущие перевозки груза"[1].
Такая трактовка не соответствует существующим в ГК договорам, имеющим цель обеспечения заключения сторонами в будущем конкретных договоров. Так, при желании заключить в будущем договор они могут использовать предусмотренный ГК предварительный договор. Это договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором (п. 1 ст. 429 ГК).
В данном же случае при необходимости осуществления систематических морских перевозок грузов, как уже отмечалось, перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры об организации морских перевозок грузов (п. 1 ст. 118 КТМ).
Можно предположить, что, включая в определение договора морской перевозки груза обязанность перевозчика доставить груз, "который ему... передаст отправитель", законодатель имел в виду, что эти слова относятся к договору фрахтования (чартеру). Таким способом он применил одно из отграничений договора фрахтования (чартера) от договора морской перевозки груза по коносаменту и указал на его консенсуальный характер. Однако это только предположение. Ведь по договору фрахтования передается не груз, а предоставляется перевозчиком вместимость транспортных средств для перевозки груза.
Еще один недостаток комбинированной формулировки договора морской перевозки груза состоит в том, что в части определения, относящегося к договору фрахтования (чартеру), указывается на заключение договора "с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна...".
Это положение, по сути, совпадает с формулировкой в определениях договора фрахтования судна на время (тайм-чартера) и договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартера) о предоставлении фрахтователю судна для перевозок грузов, т.е. передачу судна фрахтователю. Но по условиям договора фрахтования (чартера) судно фрахтователю не передастся и в этом одно из отличий чартера от тайм-чартера и бербоут-чартера. Чтобы подчеркнуть этот принципиальный момент, в ст. 115 КТМ следовало бы применить формулировку ст. 787 ГК о том, что фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю вместимость транспортного средства (но не само транспортное средство).
Недостатки приведенного в ст. 115 КТМ определения договора морской перевозки груза наглядно проявляются при попытке его характеристики. Так, он является консенсуальным в части, относящейся к условию предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений, и реальным – без такого условия. Указанные условия заключения договора определяют также различный субъектный состав, ОГЛАВЛЕНИЕ, форму и ряд других его параметров. Одним словом, каждой разновидности договора, включенной в общее определение, присущи свои характеристики, которые рассматриваются в отдельных параграфах данной главы.