Договор международной транспортной экспедиции
Договор международной транспортной экспедиции – это соглашение, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с международной перевозкой груза.
По своей правовой природе этот договор весьма близок к договорам поручения, комиссии, агентирования, оказания возмездных услуг. Как и в случае с перечисленными договорами, его суть заключается в оказании услуг клиенту. Однако круг этих услуг ограничивается рамками транспортной деятельности, в то время как, например, договоры поручения, комиссии и агентирования не имеют таких ограничений, их предметом являются любые сделки и действия. А к предмету договора возмездного оказания услуг относится оказание услуг, перечень которых законодательно закреплен (услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных и иных услуг). Как видно, он не является исчерпывающим, но закон перечисляет ряд услуг, которые не могут выполняться по этому договору. Среди них указаны и транспортно-экспедиционные услуги (п. 2 ст. 779 ГК РФ).
Из этого следует, что к транспортной экспедиции могут быть применены нормы, регулирующие поручение, комиссию, агентирование. Так, в Генеральных условиях экспедиторов Российской Федерации, принятых общим собранием Ассоциации экспедиторов Российской Федерации 11 января 2001 г., употребляется термин "экспедитор, действующий в качестве агента заказчика". В соответствии с п. 10.1 он несет ответственность перед заказчиком в случае ненадлежащего исполнения обязательств. А как уже ранее отмечалось, в разрабатываемых на основании Типовых правил, касающихся услуг грузового экспедирования, экспедиторскими фирмами Стандартных условиях предоставления экспедиторских услуг указывается, в каких случаях экспедитор является принципалом, а в каких – агентом. На тесную связь рассматриваемого договора и договоров поручения, комиссии и агентирования косвенно указывает, в частности, п. 1 ст. 801 ГК РФ, закрепляющий право экспедитора заключить договор перевозки от имени клиента или от своего имени. В первом случае возможно применение норм о поручении, а во втором – норм, регулирующих комиссию, и в обоих случаях – норм, относящихся к агентированию.
Еще один момент, указывающий на родство договора транспортной экспедиции с договорами поручения, комиссии и агентирования, на который обращают внимание авторы учебника по гражданскому праву под редакцией Л. П. Сергеева и Ю . К. Толстого, заключается в праве сторон договора транспортной экспедиции отказаться от его исполнения. Таким правом обладают и стороны договоров поручения, комиссии и агентирования, что характеризует эти сделки как личные. Из всего изложенного следует вполне очевидный вывод о том, что транспортную экспедицию следует рассматривать как разновидность следки о представительстве.
Безусловно, договор транспортной экспедиции также тесно связан с договором перевозки. Эта связь проявляется в том, что, во-первых, как уже отмечалось, экспедитор может заключать договор перевозки груза от своего имени. В этом случае он выступает в качестве грузоотправителя и на него распространяются нормы, регулирующие договор перевозки груза. Во-вторых, перевозчик может заключить с клиентом (грузоотправителем, грузополучателем) договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). Выступая в нем экспедитором, он будет руководствоваться правилами главы, регулирующей транспортную экспедицию. В этой ситуации налицо совпадение субъектного состава по договору транспортной экспедиции и по договору перевозки, что отражается на условиях выполнения обоих договоров, решении вопросов ответственности сторон, сроков давности и некоторых других.
Главное же, что указывает на связь между обоими договорами, заключается в том, что договор транспортной экспедиции выполняет роль вспомогательного договора по отношению к договору перевозки. Без последнего он просто не может существовать.
В литературе можно встретить мнение о том, что договор транспортной экспедиции по своей правовой сущности является договором об организации перевозок, регламентированным ст. 798 ГК РФ. Такого взгляда придерживается К. И. Плужников в учебнике "Транспортное экспедирование". Если принять эту точку зрения, получается, что договор транспортной экспедиции подпадает под действие указанной статьи. Однако автор тут же справедливо оговаривается, указывая, что взаимоотношения сторон договора транспортной экспедиции – клиента и экспедитора, регулируются правовыми нормами о транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ).
По существу же принципиальное отличие между этими договорами состоит в том, что договор транспортной экспедиции относится, как уже отмечалось, к сделкам о представительстве, чего не скажешь о группе договоров об организации перевозок.
Из определения следует, что договор транспортной экспедиции является взаимным. Его стороны имеют по отношению друг к другу права и обязанности. Это возмездный договор. Основанием исполнения экспедитором обязательства по оказанию услуг, связанных с перевозкой груза, является получение встречного удовлетворения в виде оплаты клиентом этих услуг.
Договор является реальным в том случае, когда экспедитор оказывает услуги с вверенным ему грузом. Если же услуги не связаны непосредственно с грузом (разработка маршрута перевозки, получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и т.п.) или если экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, то такой договор является консенсуальным.
Договор транспортной экспедиции относится к числу формальных. Он всегда заключается в письменном виде.