Лекция 11. ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Договор международной купли-продажи товаров – наиболее широко применяемый вид сделок во внешнеэкономических отношениях. На его основе осуществляются экспортные и импортные операции, число и объемы которых возрастают с развитием экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов различных государств.
Особенности договора международной купли-продажи связаны с его субъектным составом – участием в договоре иностранных юридических или физических лиц, перемещением товаров через государственные (таможенные) границы, использованием в качестве средства платежа валюты, которая является иностранной для обеих или по крайней мере для одной из сторон.
Все эти факторы, характерные для международной купли-продажи, находят отражение в содержании и способах регулирования возникающих в данной сфере отношений.
Основываясь на положениях унифицированных международных актов, посвященных рассматриваемому договору, и доктринальных оценках М. Г. Розенберг предложил следующее его определение: "По контракту международной купли-продажи товаров продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые либо закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием"[1].
Регулирование международной купли-продажи строится на сочетании единообразного материально-правового регулирования внешнеэкономических контрактов путем принятия унифицированных международных актов прямого действия с коллизионным регулированием, обеспечивающим наиболее рациональный и предсказуемый выбор норм иностранного права, подлежащего применению к конкретным обязательственным отношениям, участниками которых являются коммерческие предприятия (лица) разных стран.
Источниками регулирования являются международные договоры (конвенции, соглашения), нормы национального законодательства и обычаи.
Международные договоры в последние десятилетия занимают все большее место в регулировании внешнеэкономических отношений, что обусловлено их масштабами и наличием существенных различий в национальных правовых системах. Выработка общих международных правил прямого действия дает возможность установления единообразного правового режима, что важно с точки зрения создания сбалансированных условий внешнеэкономического сотрудничества для предпринимательских структур разной государственной принадлежности и способствует облегчению и ускорению процессов заключения и исполнения договоров.
Среди международных договоров, особо значимых для внешнеторговых сделок, следует назвать международные соглашения, содержащие единообразные правила, которые регламентируют отношения сторон при заключении и исполнении контрактов, а также устанавливают режим торговли в отношениях между государствами или группой государств.
Используемые в этих целях международные договоры чаще всего носят многосторонний характер; иногда они регламентируют отношения в рамках определенных регионов или союзов; встречаются и двусторонние межгосударственные соглашения соответствующего содержания.
Универсальным актом, регулирующим отношения в сфере международной купли-продажи товаров и охватывающим наиболее широкий круг участников из государств разных регионов и континентов, стала Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Конвенция была принята дипломатической конференцией, созванной ООН в Вене в 1980 г., и вступила в силу с 1 января 1988 г.
В настоящее время участниками Конвенции являются более 70 ведущих стран мира, среди которых Австрия, Австралия, Аргентина, Германия, Замбия, Ирак, Египет, Италия, Мексика, США, Франция, Швеция и др.
На территории СССР Конвенция вступила в действие с 1 сентября 1991 г. Российская Федерация стала ее участницей в декабре 1991 г., сделав заявление о том, что она приняла на себя в полном объеме ответственность по всем обязательствам СССР. Из стран – членов СНГ в Конвенции участвуют Армения, Белоруссия, Киргизия, Молдавия, Узбекистан, Украина.
Конвенция представляет собой систему унифицированных норм, регулирующих отношения сторон по договору международной купли-продажи товаров. Она состоит из четырех частей, включающих 101 статью: часть I "Сфера применения и общие положения"; часть II "Заключение договора"; часть III "Купля-продажа товаров"; часть IV "Заключительные положения". Части II и III имеют самостоятельное значение: государства-участники могут по своему усмотрению заявить об обязательности для себя как обеих частей Конвенции, так и одной из них.
Сферой применения Конвенции являются договоры (контракты), имеющие международный характер. Определяющим критерием для признания контракта договором международной купли-продажи товаров и применения к нему Конвенции является нахождение коммерческих предприятий участников сделки в разных государствах. Он считается основным признаком договорных отношений, подпадающих под действие и ряда других международных конвенций – Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., Конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г., Конвенции о представительстве при международной купле-продаже товаров 1983 г. Из этого следует, что Конвенция может применяться и к договорам между партнерами одной национальности (государственной принадлежности), если они расположены на территории разных стран.
Особое значение придается толкованию используемого в п. 1 ст. 1 Конвенции термина "коммерческое предприятие". Наиболее распространенным является мнение, что его следует трактовать как место основной деятельности участника сделки, постоянное место осуществления деловых операций (которое может не совпадать с местом регистрации компании). Для применения Конвенции необходима также осведомленность сторон о нахождении предприятия-контрагента в другом государстве (п. 2 ст. 1). Ни национальная принадлежность сторон, ни их гражданский или торговый статус, ни гражданский или торговый характер договора не принимаются во внимание при определении применимости Конвенции.
Для применения Конвенции необходимо, чтобы договор международной купли-продажи был связан с государствами – членами Конвенции, т.е. имеются в виду случаи, когда коммерческие предприятия продавца и покупателя расположены в разных договаривающихся государствах либо когда в силу норм международного частного права подлежит применению право страны – участницы Конвенции.
Действие Конвенции распространяется на договоры, заключаемые не только между юридическими лицами, но и с участием граждан. Вместе с тем она не регулирует отношения по продаже товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец (в любое время до или в момент заключения договора) не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования. Не применяется она также к сделкам по продаже судов водного и воздушного транспорта, судов на воздушной подушке, электроэнергии, фондовых бумаг, акций, обеспечительных бумаг, оборотных документов, денег, продаже с аукциона, в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона.
Под действие Конвенции не подпадают договоры, по которым сторона-заказчик поставляет существенную часть материалов, необходимых для изготовления или производства предмета договора, а также если обязательства сторон по договору заключаются в основном в выполнении работы или предоставлении иных услуг, т.е. носят подрядный характер.
В целом Конвенция носит диспозитивный характер, предусматривая возможность сторонам отступать в контракте от любого из ее положений или изменять условия его действия. Более того, стороны могут договориться о полном исключении ее применения к их отношениям. Указанные положения не затрагивают лишь одну норму – ст. 12, посвященную форме контракта. В ней установлены специальные правила для случаев, когда в силу ст. 96 Конвенции договаривающееся государство, законодательство которого требует, чтобы договоры купли-продажи заключались или подтверждались в письменной форме, сделало заявление о неприменении любых положений Конвенции, допускающих иную форму заключения, изменения или прекращения соглашения сторон.
Конвенция (ст. 90) не затрагивает действия других международных соглашений по вопросам, являющимся предметом ее регулирования, т.е. иные международные договоры имеют приоритетное значение для участников внешнеторговой купли-продажи, находящихся в странах, заключивших такие соглашения.
Регулируя широкий круг отношений, возникающих при осуществлении международной купли-продажи, Конвенция вместе с тем не содержит решений по некоторым важным вопросам (или недостаточно полно их регламентирует). В этих случаях следует руководствоваться общими принципами, на которых основана Конвенция, а при их отсутствии – правом, применяемым в силу норм международного частного права. К общим принципам относятся, в частности, принцип добросовестности, автономии воли, применение правила разумности при оценке поведения сторон, сотрудничество сторон друг с другом при выполнении договорных обязательств и др.
К числу других международных конвенций, регламентирующих отдельные вопросы международной купли-продажи, относятся Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли- продажи товаров 1986 г.
Процесс выработки унифицированных международных правил, регулирующих договоры купли-продажи, заключаемые организациями разных стран (сделки с иностранным элементом), осуществлялся и в более узких рамках, на региональном уровне.
1 июля 1964 г. Гаагской конференцией были приняты две международные конвенции: о Единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров[2] и о Единообразном законе о международной купле-продаже товаров. В них учитывались главным образом правовые традиции и экономические реалии континентальных стран Западной Европы, т.е. региона, принимавшего наиболее активное участие в их подготовке, что не устраивало ряд стран, относившихся к другим правовым системам, в связи с чем эти акты не нашли достаточно широкого применения.
Значительная работа по унификации правового регулирования договора международной купли-продажи была в свое время проведена государствами, входившими в СЭВ, созданный в 1949 г. и просуществовавший более 40 лет.
В 1957 г. были разработаны Общие условия поставок СЭВ (ОУП СЭВ 1958 г.), которые с внесенными в них дополнениями и изменениями определяли правовой режим внешнеторговой купли-продажи между хозяйственными организациями стран – членов СЭВ на протяжении 30 лет (в последний период действовали в редакции 1968/1988 гг.).
Общие условия представляли собой крупный унифицированный акт, решающий широкий круг вопросов, начиная от возникновения обязательств, порядка и условий их исполнения и кончая ответственностью за нарушение обязательств. Наряду с материальными гражданско-правовыми нормами ОУП СЭВ содержали ряд процессуальных правил, касающихся порядка предъявления претензий и исков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. В них содержалась коллизионная норма (§ 122), отсылающая к общим положениям гражданского права страны-продавца по вопросам, не урегулированным или не полностью урегулированным в контракте или в ОУП СЭВ.
По своей природе ОУП СЭВ являлись международным договором. В целом этому документу был придан императивный характер – он признавался подлежащим обязательному применению ко всем сделкам по внешнеторговой купле-продаже между хозяйственными организациями стран – участниц СЭВ, независимо от того, содержалась в конкретном контракте ссылка на него или нет. Допускались отступления лишь от отдельных положений ОУП в связи со спецификой товара или особенностями его поставки.
С прекращением деятельности СЭВ изменился подход к применению нормативных актов, регулировавших внешнеэкономические связи между организациями стран, входивших в это сообщество, включая ОУП СЭВ. Данный документ имеет для них практическое применение лишь при наличии специальной ссылки на него в контракте.
По типу ОУП СЭВ (с учетом определенных особенностей во взаимоотношениях сторон) были приняты Общие условия поставок товаров из СССР в КНР и из КНР в СССР (ОУП СССР – КНР) 1990 г., Общие условия поставок между СССР и КНДР (ОУП СССР -“КНДР) 1981 г., Общие условия поставок товаров между организациями СССР и СФРЮ (ОУП СССР – СФРЮ) 1977 г., а также Общие условия поставок между СЭВ и Финляндией (ОУП СЭВ – Финляндия) 1978 г.
Названные документы имели ряд различий. Неодинаковым был юридический уровень, а также правовая сила этих актов. Общим условиям поставок СССР – КНР и СССР – КНДР был придан императивный характер. ОУП СССР – СФРЮ и ОУП СЭВ – Финляндия принимались как рекомендательные акты, т.е. подлежали применению только при наличии ссылки на них в контракте или в отдельном соглашении. Вместе с тем многие их положения (носящие нормативный или рекомендательный характер) совпадали по содержанию с ОУП СЭВ, отражали общие подходы к регламентации достаточно широкого круга вопросов.
В развитии коллизионного метода правового регулирования международной купли-продажи значительную роль сыграли конвенции, разработанные в рамках Гаагской конференции по международному частному праву. В 1955 г. была принята Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров (движимых материальных вещей), действующая до настоящего времени (Конвенция 1955 г.). В 1958 г. была подготовлена Гаагская конвенция о праве, применимом к переходу права собственности при международной купле-продаже товаров (движимых вещей), а в 1986 г. – Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже. Все эти конвенции рассматривались как дополнения к Гаагской конвенции 1955 г., но они не вступили в силу. Причиной явились расхождения в доктрине, а также в практике применения континентальной и англосаксонской систем международного частного права, ставшие препятствием для признания этих конвенций достаточным числом государств.
Процесс унификации и выработки общих подходов к регулированию внешнеэкономических отношений активизировался с появлением экономических союзов, объединяющих значительные группы государств.
В рамках Европейского Союза была подготовлена Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г., являвшаяся до последнего времени основным источником коллизионного права для участников Союза. С 17 декабря 2009 г. ее заменил Регламент ЕС № 593/2008 о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам ("Рим I"), Регламент устанавливает на территории государств – членов Европейского сообщества и Европейского Союза единообразные коллизионные нормы, определяющие, законодательство какого именно государства (не обязательно государства – члена ЕС) должно применяться в том случае, если правоотношение содержит иностранный элемент и, соответственно, может регулироваться правом разных стран. Регламент "Рим I" разрешает проблему конфликта законов (коллизионную проблему) в отношении наиболее распространенного вида обязательств частноправового характера – обязательств, которые возникают на основании гражданско-правовых или торговых (коммерческих) договоров[3].
В рамках СНГ было заключено Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. (Киевское соглашение) и принята Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Минская конвенция). В указанных документах получили отражение лишь отдельные вопросы определения применимого права, причем в основном исходя из норм гражданского законодательства названных стран, действовавших в момент сто принятия (впоследствии эти нормы подверглись существенным изменениям).
Национальным (внутренним) законодательством договоры международной купли-продажи регулируются в следующих случаях:
1) по соглашению договаривающихся сторон, пользующихся автономией воли при выборе права, подлежащего применению к их отношениям. Таким правом может быть национальный закон одной из договаривающихся сторон, может быть избрано и право третьей страны;
2) на субсидиарной основе при отсутствии или недостаточно полном урегулировании отдельных вопросов в международном договоре, регулирующем их отношения;
3) когда стороны, заключившие договор, находятся в государствах, которые не участвуют в международных соглашениях, регулирующих внешнеэкономические сделки, и в договоре отсутствует соглашение о применимом праве.
В третьем случае, а нередко и во втором применимое право определяется судом, разрешающим спор, исходя из коллизионных норм.
Российское законодательство, как и законодательство большинства стран, предоставляет сторонам право выбора применимого права. Однако если в контракте отсутствует условие о применимом праве, действует общая коллизионная норма п. 1 ст. 1211 ГК РФ, относящаяся практически ко всем гражданско-правовым договорам и отсылающая в соответствующих случаях к праву страны, с которой договор наиболее тесно связан. Таким правом считается (если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела) право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. В договоре купли-продажи согласно подп. 1 п. 3 ст. 1211 ГК РФ такой стороной признается продавец (если иное не вытекает из закона, условий или существа договора или совокупности обстоятельств дела), а применимым правом – право страны продавца. Коллизионная отсылка к праву страны продавца содержится и в законодательстве многих стран – Польши, Швейцарии, Венгрии, Эстонии, Чехии, Румынии и др.
В тех случаях, когда применимым к конкретному договору международной купли-продажи будет признано российское гражданское право, следует руководствоваться положениями ГК РФ о купле-продаже – при квалификации контракта в качестве договора купли-продажи (§ 1 гл. 30); правилами, регламентирующими договор поставки товаров, если контракт соответствует признакам договора поставки (§ 3 гл. 30). Кроме того, к указанным договорам применяются общие положения ГК РФ об обязательствах (подразд. 1 разд. III), а также правила о форме сделки (ст. 162 – 0 последствиях несоблюдения простой письменной формы сделки; ст. 1209, определяющая право, подлежащее применению к форме сделки).
Среди источников правового регулирования отношений по договору международной купли-продажи традиционно важное место занимают торговые обычаи. Под торговыми обычаями понимаются сложившиеся в торговом обороте единообразные правила, включающие определенные положения по вопросам, которых они касаются. Торговые обычаи не обладают той юридической силой, которая характерна для правовых норм, и применяются при условии, что это не противоречит воле сторон, совершающих внешнеэкономическую сделку.
В ряде международных соглашений имеются прямые указания на применение обычных правил. Так, согласно ст. 9 Венской конвенции стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях. При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли. Применение обычных правил предусматривается в п. 1 ст. VII Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г., ст. 38 Арбитражного Регламента Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) 1966 г., Законе РФ "О международном коммерческом арбитраже" (п. 3 ст. 28), ГК РФ (п. 1 ст. 1186).
Большое значение в разработке новых и упорядочении действующих торговых обычаев имеет деятельность ряда международных организаций, в первую очередь Европейской экономической комиссии ООН. К настоящему времени ею разработано около 30 различных типовых договоров и общих условий. Они касаются поставки и монтажа машин и оборудования, купли-продажи отдельных видов.
К наиболее часто применяемым в международной торговле обычаям, изложенным в кодифицированной форме, в первую очередь следует отнести Международные правила толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС), разработанные Международной торговой палатой. В настоящее время действуют ИНКОТЕРМС в редакции 2010 г. В документе дается унифицированное толкование используемых в международном коммерческом обороте 11 торговых терминов, определяющих базисы поставок: CIF, FOB, FAS, DAP, DAT, DDP и др. Правила ИНКОТЕРМС носят факультативный характер и применяются при наличии отсылки к ним в договоре.
Характерным для последних десятилетий стало появление различного рода рекомендательных документов, разрабатываемых правительственными и неправительственными организациями (своды единообразных правил, типовые общие условия, типовые контракты, регламенты, рекомендации и др.). Такие источники в литературе относят к негосударственному регулированию, поскольку они исходят не от государства, не выражают его волю, но допускаются им.
Особое место среди актов негосударственного регулирования отношений в сфере международной торговли занимают Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) и Принципы Европейского договорного права. В них содержатся положения и правила, относящиеся не к отдельным видам международных сделок, а к договорному праву в целом.
Принципы УНИДРУА подготовлены Международным институтом по унификации частного права и впервые были опубликованы в 1994 г. В них нашли отражение многие вопросы, возникающие в процессе заключения и исполнения международных коммерческих контрактов, в том числе такие, по которым на этапе разработки унифицированных международных актов не удалось достичь согласованных решений.
В настоящее время Принципы международных коммерческих договоров действуют в редакции 2010 г. В них содержатся положения, касающиеся практически всех важных проблем, возникающих при заключении и исполнении коммерческих договоров. По своей правовой природе Принципы являются факультативным документом, они не обладают юридической силой и не являются обязательными для сторон внешнеэкономических сделок.
В силу своего характера и содержания Принципы УНИДРУА активно используются при согласовании участниками внешнеэкономических отношений условий заключаемых договоров; в некоторых случаях в контрактах содержатся ссылки на них как на источник правового регулирования отношений сторон – в качестве применимого права. К данному акту часто обращаются арбитражные органы при рассмотрении конкретных дел, когда требуется дать толкование условий контракта или норм национального права, подлежащего применению в случаях возникновения спора между сторонами, и т.д.
В рамках ЕС широкое применение получили Принципы Европейского договорного права, подготовленные в 1998 г. и представляющие собой свод унифицированных правил в области контрактного права. Они разрабатывались с целью сближения национальных законодательств государств Европейского экономического сообщества в сфере международного торгового сотрудничества для обеспечения нормального функционирования общего рынка. Содержащиеся в Принципах статьи снабжены подробными комментариями и примерами из практики. В этих комментариях (в отличие от Принципов УНИДРУА) содержатся ссылки и на национальное право соответствующих стран.
Принципы Европейского договорного права имеют рекомендательный характер. Установленные в них правила во многом совпадают с соответствующими положениями Принципов УНИДРУА и Венской конвенции, но имеют и существенные различия. Они касаются прежде всего сферы их действия: Европейские принципы распространяются не только на международные, но и на внутренние контракты, в том числе потребительского характера. Если Принципы УНИДРУА предназначены для универсального использования, то Европейские принципы созданы для применения "в качестве общих правил контрактного права в Европейских сообществах". Следует отметить, что Европейские принципы были приняты в качестве временного, промежуточного документа, поскольку в перспективе планируется превращение их в общеевропейский кодекс частного права, который будет принят странами ЕС не как рекомендация, а как юридически обязательный документ.
В процессе проводимой в ЕС реформы частного права Принципы стали основой опубликованного в 2008 г. Проекта общей справочной схемы (Draft Common Frame of Reference – DCFR)[4], который в уточненной редакции в 2009 г. был представлен на рассмотрение Европейской комиссии. Проект включает принципы, определения и типовые (модельные) нормы. Модельные нормы, составляющие основное ОГЛАВЛЕНИЕ документа, не имеют юридической силы и представляют собой "мягкое право" подобно нормам, составляющим Принципы Европейского договорного права и Принципы УНИДРУА. Разработка Проекта явилась еще одним шагом в работе по созданию европейского договорного права. В соответствии с решением Европейской комиссии от 26 апреля 2010 г. работа над документом продолжается.