Лекция 33. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ДОГОВОР ФРАНЧАЙЗИНГА). ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА (ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ) ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели изучения: анализ договора коммерческой концессии как нового для отечественного гражданского права типа договора четвертого класса; уяснение правовых основ защиты исключительных прав в условиях функционирования Таможенного союза и Таможенного кодекса Таможенного союза.
Изучив данную главу, студент должен:
знать определение понятия договора коммерческой концессии (п. 1 ст. 1027 ГК);
уметь охарактеризовать форму и порядок регистрации договора коммерческой концессии (ст. 1028 ГК);
приобрести навыки оформления договора коммерческой субконцессии (ст. 1029 ГК).
Вопросы к семинарскому занятию
1. Общая характеристика договора коммерческой концессии как типа договора, опосредующего распоряжение исключительными правами.
2. Основные положения о договорах коммерческой концессии и субконцессии.
3. Изменение и прекращение договора коммерческой концессии (договора франчайзинга).
4. Осуществление исключительных прав во внешнеторговой деятельности.
5. Защита интеллектуальных прав таможенными органами Таможенного союза.
Договор коммерческой концессии (договор франчайзинга)
По договору коммерческой концессии, именуемому также договором франчайзинга, одна сторона (правообладатель – франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю – франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение и на секрет производства, т.е. ноу-хау.
Отношения по договору коммерческой концессии регулируются нормами ст. 1027–1040 ГК. Одновременно к этому договору соответственно применяются правила разд. VII ГК о лицензионном договоре, если это не противоречит указанным статьям и существу договора коммерческой концессии.
Сторонами договора могут быть только предприниматели – коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Предметом договора, помимо комплекса исключительных прав, служат деловая репутация и коммерческий опыт правообладателя.
Как отмечается в литературе, история развития франчайзинга (коммерческой концессии) уходит своими корнями в Средневековье. В Оксфордском словаре английского языка (1933, с. 1630) указано, что "franchising" – это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 г., a "franchises" – это ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например такие, как обязанность поставлять солдат для армии.
Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города на рынках и ярмарках. Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков. В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе "связанных домов", которая использовалась пивоварами в 1800-х гг. для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков.
Система "связанных домов" оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор. В США франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машин (Singer Sewing Machine Company). После окончания гражданской войны в Америке в середине 1800-х гг. Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам исключительные права на продажу и обслуживание швейных машин на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.
Аналогичная система была разработана в 1898 г. компанией "Дженерал Моторс" (General Motors), в соответствии с которой дилеры не имели права продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы – продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. Примеру "Дженерал Моторс" последовал "Рексол" (Rexall), который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.
Франчайзинг эффективно применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями "Кока-Кола" (Coca-Cola), "Пепси" (Pepsi), "Севен-Ап" (7UP). Благодаря франшизе подобные компании получили возможность централизованно производить концентрированный сироп и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемым франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки. В 1920-х гг. в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений "оптовик – розничный продавец". Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.
С 1930 г. в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая франчайзи в аренду бензоколонки, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и соответственно увеличилась прибыль.
В конце 1940-х гг. братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить свой доход. С этой целью они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали рецептуру. Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню "МакДоналде" (McDonald's) создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане "МакДоналде" их ждут быстрое обслуживание и привычный набор блюд.
Все это – примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения. Вплоть до 1950-х гг. большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Бум франчайзинга 1950-х гг. относится ко второму поколению франшиз, известных как "бизнес-формат франшизы" (англ. Business Format Franchise). Это особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзер получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи – от того, что входит в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.
Российские предприниматели и отечественное гражданское законодательство заимствовали конструкцию франчайзинга из зарубежных стран, прежде всего США, где она впервые зародилась. В роли франчайзеров обычно выступают широко известные на рынке авторитетные фирмы, занимающиеся производством и сбытом товаров или торговым, гостиничным, ресторанным и иным сервисным обслуживанием массовой клиентуры, – таковы компании "Зингер", "МакДоналде", "Пицца-Хат", "Кока-Кола", "Пепси", "Ксерокс" и др. Первыми российскими франчайзерами в начале 1990-х гг. стали фирмы "Дока-пицца", "Довгань" и "Дока-хлеб". Приобретая комплекс исключительных прав, предприниматели – франчайзи могут в кратчайшие сроки добиться значительных коммерческих успехов.
Предметом договора коммерческой концессии служит передача для использования франчайзи комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности – продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных самим пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ или оказанию услуг.
Форма договора коммерческой концессии. Договор коммерческой концессии под страхом его ничтожности заключается только в письменной форме. При этом предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся (и. 2 ст. 1026 ГК).
ОГЛАВЛЕНИЕ и ограничение прав сторон договора коммерческой концессии. Среди других существенных условий договора важным является условие о вознаграждении, выплачиваемом пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусматриваемой договором (ст. 1030 ГК).
Обязанности правообладателя включают: а) передачу пользователю необходимой технической, коммерческой и иной документации и инструктирование работников пользователя по вопросам, связанным с осуществлением передаваемых прав; б) обеспечение государственной регистрации предоставления права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору; в) оказание пользователю постоянного технического и консультативного содействия, в том числе в обучении и повышении квалификации работников; контроль качества товаров, работ и услуг пользователя.
Со своей стороны пользователь обязан: использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации правообладателя указанным в договоре образом; обеспечивать соответствие качества товаров, работ и услуг уровню качества, достигнутому правообладателем; соблюдать инструкции и указания правообладателя, в том числе касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений; не разглашать полученные от правообладателя секреты производства (ноу-хау) и другую конфиденциальную коммерческую информацию.
Кроме того, пользователь обязан информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.
В соответствии со ст. 1033 ГК договором коммерческой концессии могут быть предусмотрены ограничения прав сторон по этому договору, в частности:
– обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;
– обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;
– отказ пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;
– обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные и (или) закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам, а равно обязательство пользователя не осуществлять реализацию аналогичных товаров, выполнение аналогичных работ или оказание аналогичных услуг с использованием товарных знаков или коммерческих обозначений других правообладателей;
– обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно в пределах определенной территории;
– обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.
Условия договора коммерческой концессии, предусматривающие обязательство пользователя продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения, место жительства на определенной договором территории, являются ничтожными.
Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного
лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.
Вместе с тем пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора коммерческой концессии имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок.
При заключении договора коммерческой концессии на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
Если правообладатель отказал пользователю в заключении договора коммерческой концессии на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил с другим лицом договор коммерческой концессии, по которому предоставлены тс же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, на тех же условиях, пользователь вправе потребовать по своему выбору в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор коммерческой концессии, или только возмещения таких убытков.
Со своей стороны правообладатель вправе отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично в случае:
– нарушения пользователем условий договора о качестве производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
– грубого нарушения пользователем инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия условиям договора характера, способов и условий использования предоставленного комплекса исключительных прав;
– нарушения пользователем обязанности выплатить правообладателю вознаграждение в установленный договором срок.
Односторонний отказ правообладателя от исполнения договора возможен в случае, если пользователь после направления ему правообладателем письменного требования об устранении нарушения не устранил его в разумный срок или вновь совершил такое нарушение в течение одного года с даты направления ему указанного требования.
Субконцессия
Одним из прав (а иногда и обязанностей) пользователя является предоставление третьим лицам оговоренных договором или согласованных с правообладателем субконцессий. Договор коммерческой субконцессии заключается в пределах срока действия концессионного договора. При этом пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей.
По желанию сторон их взаимные права могут быть ограничены. Например, правообладатель может принять на себя обязательство не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав на закрепленной за пользователем территории. Пользователь может дать обязательство не конкурировать с правообладателем или согласовывать с ним место расположения своих коммерческих помещений. Взаимные ограничения не должны нарушать законодательство по ограничению монополистической деятельности.
Кроме изложенных, закон устанавливает нормы о субсидиарной и солидарной ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю, о праве пользователя заключить договор на новый срок, об изменении и прекращении договора, о сохранении договора в силе при перемене сторон, о последствиях изменения коммерческого обозначения правообладателя и последствиях прекращения исключительного права, пользование которым предоставлено по договору коммерческой концессии (ст. 1034-1040 ГК).