Договоры водопользования
Согласно ВК увеличивается значение договоров водопользования. В связи с этим упраздняется лицензирование водопользования. В ряде случаев основанием заключения договора водопользования становятся результаты аукционов. Порядок проведения аукционов и заключения па их основании соответствующих договоров определяются Правительством РФ.
Организаторами аукциона являются органы власти:
– Росводресурсы или его территориальные органы – в отношении находящихся в федеральной собственности водохранилищ, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также морей или их отдельных частей;
– орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на заключение договоров водопользования, – в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ, за исключением водных объектов, названных выше;
– орган местного самоуправления – в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.
Предметом аукциона является право на заключение договора водопользования.
В ВК названы существенные условия договора водопользования. Прежде всего, это предмет договора водопользования, т.е. сам поверхностный водный объект или его часть. Законодатель признает необходимым для договора указание на цели, виды и условия использования водного объекта (в том числе объем допустимого забора или изъятия водного ресурса). Также указывается срок договора водопользования, который согласно ст. 14 ВК не может быть больше 20 лет. Кроме того, указываются размер, условия и сроки внесения платы за водопользование.
Помимо приведенных условий, которые непременно должны быть в договоре водопользования, стороны могут по своему усмотрению закрепить в договоре и иные условия. В этом будет проявляться инициатива сторон, вызванная конкретными хозяйственными обстоятельствами.
В ВК закрепляется гражданско-правовой порядок изменения и расторжения договора водопользования. Согласно ст. 450–452 ГК изменение и расторжение договора возможно по соглашению самих сторон либо по решению суда в связи с требованием одной из сторон. Применение названных положений ГК позволит избежать произвольных действий административных органов в области водных отношений. Уполномоченные органы больше нс смогут в одностороннем порядке, как это делалось ранее, "своей властью" прекращать права физических и юридических лиц на использование российских водотоков и водоемов.