Договоры перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом
Перевозки пассажиров и багажа характеризуются разнообразием их видов. В КВВТ при классификации этих перевозок используются различные критерии, в том числе такие, как территория, скорость, протяженность маршрутов, условия перевозки, продолжительность и некоторые другие.
В зависимости от территории они подразделяются на внутренние и международные.
С учетом скоростных параметров транспортных средств, используемых при перевозках пассажиров, выделяются перевозки обычными и скоростными судами. Перевозки судами, скорость которых составляет 30 км/ч и более, являются перевозками пассажиров на скоростных судах. Такие суда, как правило, отличаются повышенной комфортабельностью, стоимость проезда на них выше, чем стоимость проезда на обычных судах. Для этих перевозок устанавливается меньшая норма веса перевозимой бесплатно ручной клади, составляющая не более 20 кг против 36 кг на обычных судах.
Используя такой критерий, как условия перевозок пассажиров, их продолжительность, протяженность маршрутов и качество предоставляемых услуг, КВВТ определяет следующие три группы видов маршрутов перевозки: 1) транспортные; 2) туристские; 3) экскурсионно-прогулочные. Две последние группы отличаются между собой прежде всего продолжительностью перевозок. Так, туристскими являются маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часа. В отличие от них продолжительность экскурсионно-прогулочных маршрутов составляет менее 24 часов. Имеются и другие различия.
Перевозки туристов могут производиться как на специально выделенных судах туристских линий, так и на транспортных судах. Проезд туристов осуществляется по туристским путевкам, которые служат основанием для занятия на судне указанных в них мест, получения установленного количества постельного белья, питания, а также культурного и экскурсионного обслуживания. Продажа путевок производится специальными туристическими организациями. Они заключают с перевозчиками договор на право распределения туристских путевок. Туристические организации назначают своего представителя, на которого возлагается обеспечение проведения культмассовых мероприятий на судне и на берегу, прогулок в местах стоянок судна.
Поездки туристов оформляются групповыми билетами. Как исключительные случаи проезд туристов на судах туристских линий допускается по проездным билетам. При этом плата взимается за проездной билет, талоны на питание и другие услуги.
Что касается экскурсионно-прогулочных перевозок, то путевки и билеты на экскурсионно-прогулочные суда могут продаваться как непосредственно перевозчиком, так и экскурсионными организациями. Перевозчик может осуществлять перевозки по проездным билетам с взиманием дополнительной платы за культурное и экскурсионное обслуживание пассажиров.
Классификационная группа, именуемая "перевозки транспортными маршрутами", включает транзитные, местные, пригородные, внутренние маршруты перевозок пассажиров и переправы. Как указано в ст. 96 КВВТ, условия определения предусмотренных видов маршрутов перевозок пассажиров, устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Однако в этих правилах они определены недостаточно полно и четко. Между тем возникает ряд вопросов относительно характеристик отдельных маршрутов, в первую очередь транзитных и пригородных, и различий между ними.
В частности, отсутствует понятие транзитного маршрута. Ориентиром для его определения может служить закрепленный в Правилах перевозок пассажиров термин "транзитный пассажир", под которым подразумевается пассажир, имеющий в пунктах пересадки билет на дальнейший путь следования. Исходя из приведенного понятия, транзитным необходимо считать маршрут, включающий пересадочный (-ые) пункт (-ы) для дальнейшего следования пассажиров.
К местным маршрутам относятся перевозки на линиях, расположенных в районах деятельности портов, пристаней, районных пассажирских управлений и обслуживаемых приписанным к ним флотом.
Пригородными являются маршруты между городами и тяготеющими к ним пунктами на расстоянии до 100 км.
Приведенная классификация небезупречна. Во-первых, неясно, в чем заключается принципиальное различие между пригородными и местными маршрутами. Ведь маршруты между городами (портами) и тяготеющими к ним пунктами (пристанями) в любом случае находятся в районах деятельности портов, пристаней, районных пассажирских управлений и обслуживаемых приписанным к ним флотом, а значит, могут быть отнесены не только к пригородным, но и к местным маршрутам. Тем более что для последних не установлены ограничения по расстоянию.
Второй вопрос касается маршрутов протяженностью свыше 100 км, не имеющих пересадочных пунктов. Они выпадают из закрепленной внутренним водным законодательством классификации. Представляется, что вполне логичным было бы выделение двух дополнительных классификационных групп – маршрутов средней дальности, имеющих протяженность от 100 до 500 км, и дальних маршрутов, протяженностью свыше 500 км. Использование для такой классификации указанных маршрутов перевозок в качестве критерия протяженности маршрута связано с определенными правовыми последствиями. Среди них такие, например, как право пассажира при поездке на расстояние 500 км и более сделать в любом промежуточном пункте, предусмотренном расписанием, одну остановку сроком не более чем на 10 суток, а также продлить срок годности билета на этот срок.
Необходимо отметить, что расстояние как важнейший элемент перевозки используется законодателем и для определения сроков годности билета пассажира в пределах от двух до 20 суток. Так, в соответствии с Правилами перевозок пассажиров (параграф 27) это следующие сроки: 1) до 300 км – двое суток; 2) от 301 до 500 км – трое суток; 3) от 501 до 1000 км – пять суток; 4) от 1001 до 1500 км – семь суток, 5) от 1501 до 2000 км – восемь суток; 6) от 2001 до 2500 км – 10 суток; 7) от 2501 до 3000 км – 12 суток; 8) от 3001 до 3500 км – 14 суток; 9) от 3501 км и более – 20 суток.
Срок годности прямого билета для поездки с пересадкой считается с 00 часов дня, следующего за днем, указанным компостером на билете, и заканчивается в 24 часа последнего дня.