Договоры морской перевозки пассажира и багажа

Как и на других видах транспорта, морские перевозки пассажиров подразделяются на внутренние и международные. Внутренние перевозки именуются каботажными (в каботажном плавании) – это перевозки между портами Российской Федерации, а международные, или, как указано в КТМ (ст. 197), в заграничном сообщении, осуществляются между российскими и иностранными портами.

Каботажные перевозки пассажиров в зависимости от скоростных характеристик и условий сервисного обслуживания делятся на транспортные и транспортные скоростные. Последние выполняются с использованием судов на подводных крыльях и воздушных подушках.

Исходя из целевого назначения выделяются круизные (туристские) перевозки и перевозки организованных групп пассажиров. Такие перевозки осуществляются на специально вводимых круизных линиях и рейсах для организованных групп пассажиров по отдельному расписанию.

Правила обслуживания пассажиров и оказания услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности (далее – Правила обслуживания пассажиров и оказания иных услуг в морском порту)[1], выделяют пригородные и экскурсионно-прогулочные перевозки.

В Комментарии к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации указывается также на паромные морские перевозки пассажиров и перевозки на морских линиях с комплексным обслуживанием пассажиров[2].

Все перечисленные виды перевозок осуществляются на основе договора, но каждому из них присущи некоторые особенности, касающиеся регулирования договорных условий перевозки.

Из известных транспортному законодательству договоров, относящихся к пассажирским перевозкам, в КТМ закреплен договор морской перевозки пассажира. В законе не нашел регулирования договор фрахтования для перевозки пассажиров. Это не значит, что он не применяется на практике. Основанием для заключения таких договоров служит ст. 787 ГК, регулирующая договор фрахтования. Кроме того, указание на применение такого договора при морских перевозках пассажиров содержится в п. 6 ст. 177 КТМ. Его новая редакция определяет понятие "пассажир" не только как физическое лицо, заключившее договор морской перевозки пассажира, но и как физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна. Однако в КТМ не урегулированы ни порядок заключения такого договора, ни его форма, а также реквизиты, что следует рассматривать как пробел в морском законодательстве.

Обычно чартерные рейсы выполняются для перевозок групп пассажиров, организуемых туристическими фирмами, другими компаниями. Возникающие при этом отношения строятся на договорных началах. Сами договоры интерпретируются в литературе как договоры, которые "заключаются перевозчиком не с отдельными пассажирами, а с организацией, выступающей в роли фрахтователя, которая в свою очередь заключает с пассажирами договоры об их перевозке"[3].

Такой подход, по сути, указывает на заключение с пассажирами субчартерных договоров, которые в КТМ не нашли закрепления.

Как уже отмечалось, КТМ предусматривал и такую договорную форму перевозки пассажира, как договор перевозки груза, сопровождаемого пассажиром.

На это указывало определение понятия "пассажир", данное в ст. 177 КТМ. В соответствии с п. 3 этой статьи "пассажиром является любое лицо, перевозка которого осуществляется на судне по договору морской перевозки пассажира либо с согласия перевозчика в целях сопровождения автомашины или животных по договору морской перевозки груза" (курсив наш. – В. Г.).

Участие пассажира в перевозочном процессе в качестве сопровождающего указанного груза вызывало ряд вопросов, начиная с вопроса о правомерности наименования сопровождающего груз лица пассажиром и заканчивая вопросом о правовых последствиях такого его статуса. Однако ни характер договорных отношений, ни их оформление, ни конкретные условия участия пассажира в этих перевозках, ни вопросы ответственности КТМ не были урегулированы.

Можно предположить, что с у четом этих обстоятельств Федеральный закон от 14.06.2012 № 78-ФЗ изменил редакцию п. 3 ст. 177 исключив указание на то, что пассажиром может быть лицо, которое с согласия перевозчика сопровождает автомашину или животных по договору морской перевозки груза и дополнив положением, согласно которому пассажиром является физическое лицо при перевозке его по договору фрахтования судна. С учетом изменений п. 3 ст. 177 понятие "пассажир" сформулировано следующим образом: "Пассажиром является физическое лицо, заключившее договор морской перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна".

Морские перевозки пассажиров могут осуществляться при заключении договора фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договора фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). Возникающие при этом правоотношения носят комплексный характер. Во-первых, это отношения между судовладельцем и фрахтователем в связи с предоставлением на определенный срок судна и услуг членов экипажа судна в пользование (тайм- чартер) или судна, не укомплектованного экипажем, в пользование и владение (бербоут-чартер). Во-вторых, – отношения между фрахтователем, выступающим в качестве перевозчика, и пассажиром, которые устанавливаются на основании заключенного между ними договора морской перевозки пассажира.