Лекция 8. Договорные (конвенционные) органы по правам человека
Исследуя универсальные механизмы международной защиты прав человека, все без исключения правоведы упоминают договорные (конвенционные) органы - механизмы, созданные в соответствии с положениями основных международных договоров в области прав человека.
Согласно принятой в ООН классификации, в настоящее время существует 10 договорных органов - Комитет по правам человека. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Комитет против пыток. Комитет по правам ребенка. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Комитет по правам инвалидов, Комитет по насильственным исчезновениям и Подкомитет по предупреждению пыток. Общее число их членов на начало 2012 г. составляет 172.
Полномочия, функции, состав, численность и другие параметры конвенционных органов по правам человека закреплены в тексте учредивших их международных договоров. Исключение составляет Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, созданный в соответствии с резолюцией ЭКОСОС 1985/17 от 8 мая 1985 г.
В деятельности договорных органов по правам человека в настоящее время следует выделить четыре основных направления - анализ выполнения государством его обязательств в рамках соответствующего международного договора, рассмотрение жалоб, подготовку замечаний общего порядка и проведение расследований. При этом одни механизмы работают по всем четырем направлениям, другие - лишь по одному или нескольким.
Главным аспектом деятельности подавляющего большинства конвенционных органов по правам человека является регулярное рассмотрение докладов государств - участников международного договора об исполнении его положений, в некоторых случаях и положений факультативных протоколов к нему. Чаще всего эта функция закреплена непосредственно в тексте международного договора.
Вторая важная часть работы договорных органов - рассмотрение индивидуальных сообщений о нарушениях прав человека. Обычно государство может признать соответствующую компетенцию комитета путем заявления или ратификации факультативного протокола. Комитеты рассматривают сообщения, анализируют их на предмет приемлемости и при необходимости вступают в диалог с заинтересованным государством с целью обеспечить устранение нарушения и восстановление пострадавшего в правах. Диалог, как правило, ведется конфиденциально.
Третьим аспектом деятельности договорных органов по правам человека являются подготовка и принятие замечаний общего порядка, которые разъясняют положения существующих договоров. Эти замечания не имеют юридически обязывающего характера, однако являются инструментом "мягкого права", принимаются во внимание государствами и органами ООН и учитываются самими договорными органами при вынесении рекомендаций по докладам государств.
Наконец, некоторые конвенционные органы уполномочены проводить расследования по сообщениям о нарушениях государствами-участниками закрепленных в договорах обязательств.
Договорные органы формально не относятся к системе ООН, хотя обслуживаются Секретариатом ООН и представляют ежегодные доклады ЭКОСОС или Генеральной Ассамблее ООН.
Следует отметить, что международные договоры по правам человека являются одним из основных инструментов зашиты прав человека на всех уровнях - национальном, региональном и международном, а договорные органы по правам человека занимают особое место в системе универсальных правозащитных механизмов.