Добровольное принятие агентом более жестких условий

Агенты могут добровольно ставить себя в более жесткие условия, стесняя свободу своих будущих действий (bonding). Они как бы вносят залог, который теряют, если обнаруживается, что их поведение отклоняется от интересов принципала. Так, строительные подрядчики депонируют определенную сумму, которой они могут лишиться, если проект не будет завершен в срок или выполнен некачественно. В этом примере речь идет о явном, прямом залоге, но залог может быть и косвенным. К примеру, управляющие компаний связывают себя залогом, когда берут кредит в банке, поскольку кредит нужно возвращать, а если фирма обанкротится, пострадает репутация управляющего.

Другим примером может служить форма оплаты труда, которая имитирует эффект залога. Работник мог бы предоставить работодателю явный залог в виде определенной денежной суммы. Если величина залога больше, чем выгоды от "отлынивания", то работник, опасаясь лишиться залога, проявит усердие, выполняя задания работодателя, и "отлынивания" с его стороны не будет. Полезность, которую работник получает, отлынивая от работы, заключается в снижении стресса, связанного с трудовыми усилиями, наличии времени, которое тратится им на собственные нужды и т.д. Выгоды работника от "отлынивания" могут быть достаточно большими, а вероятность быть пойманным на "отлынивании" – весьма низкой. Поэтому денежный залог должен быть достаточно большой величины, чтобы сдерживание от "отлынивания" было эффективным, а работнику сложно собрать средств, чтобы его внести.

Но можно использовать схему заработной платы, которая имитируют эффект залога и заставляет работника ценить свою работу и работать добросовестно. Как правило, оплата труда увеличивается с возрастом по мере накопления опыта работы. Мы обсуждали эту схему оплаты труда как способ предотвращения неблагоприятного отбора на рынке труда. Другое объяснение этого эмпирического факта было предложено американским экономистом Э. Лэйзером: он рассматривает эту схему как своего рола связывание залогом в целях предотвращения морального риска работников[1].

Фирмы платят работникам в начале их карьеры заработную плату, величина которой меньше, чем предельный продукт, который они создают, но после определенного срока работы на предприятии работники начинают получать заработную плату, превышающую их предельный продукт. Эта обещанная в будущем более высокая заработная плата и играет роль залога, который рабочий может потерять, если будет работать недобросовестно. Чтобы этот механизм предотвращения отлынивания работников был эффективным, должны выполняться два условия. По достижении пенсионного возраста работники обязательно должны уходить на пенсию, поскольку в пожилом возрасте они получают вознаграждение, превышающее социальную ценность их выпуска. Кроме того, должен действовать механизм, обеспечивающий надежность обещаний фирмы платить в будущем более высокую заработную плату. Это может быть принцип учета выслуги лет при увольнении работников, т.е. для того, чтобы уволить работника, в течение длительного времени работающего на фирме, фирма должна уволить всех работников, которые поступили на работу в компанию позже него.

Почему агенты добровольно соглашаются связать себе руки, ставя себя в более жесткие условия? Эти действия работника не только приносят пользу работодателю, но и выгодны самому работнику. Работодатель, который видит, что у работника связаны руки и отлынивание ему невыгодно, готов платить работнику более высокое вознаграждение.

Во франчайзинговых сделках рента, которую франчайзи надеется получить в будущем, служит в качестве "заложника", создает для него стимулы к отказу от оппортунистического поведения и делает соглашение между сторонами самовыполняющимся. Однако угроза наказания – расторжение договора в случае оппортунистического поведения франчайзи – будет действенной, только если закон не затрудняет прекращение сделки с недобросовестным франчайзи, защищая его как слабую сторону[2].

Принцип "сделай сам"

И наконец, четвертый способ предотвращения морального риска – принцип "сделай сам", изменение собственности и организационная перестройка. Моральный риск в агентских отношениях можно преодолеть, если отказаться от услуг агента и сделать все самому, однако не всегда это возможно (вы не можете сами сделать себе операцию) или связано с потерей выгод от специализации и разделения труда. Бороться с моральным риском можно, изменив структуру собственности. Если с поставщиком существуют регулярные и сложные отношения, а он ведет себя оппортунистически и не следит за качеством поставляемой продукции, то для потребителя может оказаться выгодным приобрести фирму-поставщика. В данном случае вертикальная интеграция решит проблему морального риска в отношениях с агентом. Так, во франчайзинговых сетях наблюдается высокая доля собственных точек франчайзера, если ценность брэнда высока. Подобным образом франчайзер решает проблему морального риска со стороны недобросовестных франчайзи[3].