Сто дней реформ
Поражение Китая в 1895 г. в войне с Японией и последующий империалистический раздел страны активизировали патриотическое движение во главе с публицистом и философом Кан Ювэем. В 1898 г. император Гуансюй (Цзай Тянь), сочувствовавший реформаторам, издал 50 довольно радикальных указов на основе программы, подготовленной Кан Ювэем, и назначил некоторых членов группы последнего на государственные должности. Этот трехмесячный период вошел в историю как "сто дней реформ". Однако реализованы в жизни эти реформы не были. Вдовствующая императрица Цыси совершила государственный переворот. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены.
В 1899–1901 гг. в Китае в момент усиления недовольства политикой западных держав, активизировавших наступление на Китай, вспыхнуло восстание ихэтуаней (или "боксерское восстание"). Императрица Цыси и ее окружение, возмущенные тем, что иностранные государства в какой-то мере поддерживали императора Гуаньсюя и укрывали руководителей оппозиции, пошли на союз с ихэтуанями и призвати их к войне с западными странами. Воспользовавшись восстанием, Англия, Австро-Венгрия, Германия, Италия, США, Франция и Россия организовали военную интервенцию. Подавив восстание ихэтуаней и разбив цинскую армию, войска интервентов принудили китайское правительство заключить крайне невыгодные соглашения, превратившие страну в полуколонию. Иностранные державы получили право постоянно держать свои войска в Китае, маньчжурское правительство выплачивало огромную контрибуцию.
Восстание ихэтуаней и интервенция восьми держав способствовали активизации народных масс. В южных и центральных провинциях Китая повсеместно проходили антиманьчжурские и антиимпериалистические выступления. Под давлением все возрастающего революционного движения в Китае маньчжурское правительство пыталось создать видимость конституционных реформ в надежде успокоить общественное мнение. В 1908 г. был принят план перехода к конституционному строю, рассчитанный на девять лет (1908–1917). Для его осуществления в 1909 г. во всех провинциях Китая были созданы провинциальные совещательные комитеты для обсуждения конституционных проектов. В октябре 1910 г. с этой же целью цинское правительство созвало в Пекине Верховную совещательную палату, депутаты которой высказались за ускорение принятия конституции. Предполагалось установить в Китае конституционную монархию. Императорское правительство издало указ о сокращении срока введения в действие конституции. В 1913 г. страна должна была перейти к парламентской форме правления.
Право Китая империи Цин
Цинский Китай имел два систематизированных свода законов: 1) "Дацин хуэйдянь", относившийся к государственному и административному праву и содержавший детальные предписания относительно функций всех правительственных учреждений; 2) "Дацин люйли", регулировавший вопросы уголовного, гражданского и семейного права.
Еще в 1644 г. цинский двор поручил особой комиссии рассмотреть минский свод законов "Дамин люй" для внесения в него изменений. Составление нового свода законов завершилось в 1646 г., а в следующем году он был опубликован. Абсолютное большинство установлений династии Мин вошло в цинский свод в качестве основных законов (люй). Новые законы, принятые цинским двором, были включены в него в виде дополнительных постановлений (ли), и по указу 1746 г. их следовало периодически пересматривать. Впоследствии такие пересмотры проводились через каждые пять-десять лет. Этот свод законов назывался "Дацин люйли" ("Основные законы и постановления Великой династии Цин"). Он закрепил привилегированное положение маньчжурских завоевателей по отношению к коренному населению. Маньчжуры наказывались менее сурово, чем китайцы (за исключением китайцев, служивших в маньчжурских войсках), пользовались правом замены одного наказания другим – более легким или менее унизительным.
"Дацин люйли" состоял из семи разделов. В первом указывались виды наказаний и обстоятельства, при которых наказания могут быть смягчены, остальные содержали составы преступлений и способы разрешения гражданских споров. Каждый раздел был связан с деятельностью одного из министерств. Например, раздел министерства налогов содержал санкции за неуплату поземельного и других налогов, за посягательство на государственное имущество, за преступное нарушение публичного интереса при производстве и обмене товаров и т.п. Раздел военного министерства перечислял наказания за нарушение безопасности путей следования императора, повреждение городских стен, недоброкачественные поставки для армии, воинские, в том числе пограничные, преступления и преступления против государственной почтовой службы. Наибольшее число составов преступлений содержалось в разделе министерства уголовных наказаний, куда входили воровство, убийство, насилие, поджог, словесные оскорбления и множество других преступлений, в том числе связанных с отправлением правосудия.
"Дацин люйли" предусматривал около 3 тыс. преступлений. Как и многие своды законов Средневековья, "Дацин люйли" описывал преступления преимущественно в форме казусов. Причем, чем опаснее преступление, тем детальнее его описание. Например, "Дацин люйли" выделял ответственность за совершение десятков видов убийств, которые в свою очередь были детализированы по отдельным составам преступлений в зависимости от формы вины, количества преступников, а также от степени родства, служебного подчинения или иной социальной зависимости преступника и потерпевшего, их социального положения, пола, возраста, времени и места совершения преступления, орудий убийства и т.п. К тягчайшим преступлениям относилось убийство родителей, деда и бабки, отчима или мачехи. Менее тяжким признавалось, например, убийство дяди, тети, старшего брата. Наконец, при определенных условиях совершенно ненаказуемым могло оказаться лишение жизни детей и внуков.
Основной целью наказания было возмездие. Среди наказаний свод выделял различные виды смертной казни, вечную и срочную ссылку, телесные наказания большой и малой палки. Предусматривалась также ссылка в дальние гарнизоны и с отдачей в рабство. Все виды ссылки сопровождались битьем палками. В качестве дополнительных мер наказания применялись ношение шейной колодки и клеймение. Некоторые преступления влекли за собой наказание не только виновного, но и всех близких родственников по мужской линии. Допускалась уголовная ответственность детей с семи лет. В уголовном процессе широко применялись пытки. Вместе с тем, допускался откуп от уголовного наказания, в том числе и от смертной казни, а также наем других лиц для отбывания наказания (в случае, например, битья палками).
"Дацин люйли" отразил систему действовавших в традиционном Китае частноправовых норм, представленных большей частью обычным правом. Нормы обычного права в императорском Китае в основном порождались низовыми социальными структурами (кланами, деревенскими общинами, купеческими гильдиями и т.д.) и действовали, как правило, в рамках этих структур. В силу неодинаковости условий жизни в различных районах государства они были многообразными и противоречивыми. Это вело к чрезвычайной пестроте китайского обычного права. Экономические отношения в китайском обществе не нуждались в более развитой, более мощной регулятивной силе, чем обычай, традиция, признаваемые и поддерживаемые государством. Охрана господствующих общественных отношений, их неприкосновенность, недопущение утраты тех ценностей, которые были свойственны традиционному пониманию миропорядка – все это было сферой уголовного законодательства, которое в XIX в. отличалось крайней жестокостью.
Брачно-семейные отношения, оформлявшиеся договором между главами семейств, регулировались широким комплексом норм обычного права, в которых дух конфуцианской морали проявлялся нагляднее всего. Достаточно развернутыми правилами регламентировались отношения по наследованию имущества. В сфере земельного права особенно подробно были разработаны арендные отношения. "Дацин люйли" косвенно свидетельствовал о существовании в пинском Китае, правда в неразвитой форме, рынков, торговых агентов, банков, торговых товариществ, акционерного капитала. В регламентации деятельности торговцев и кустарей исключительную роль играли гильдии, располагавшие своими уставами и правилами ремесла и торговли, а также органами разрешения споров.
Буквально накануне революции была проделана большая работа по совершенствованию "Дацин люйли", приведению его норм в соответствие с реалиями китайского общества. Из свода законов было исключено большое количество устаревших положений. Были исключены уголовные наказания палочными ударами, а меры физического воздействия, предусматривавшиеся в качестве санкций по гражданским делам, заменялись системой штрафов. К "Дацин люйли" как своду законов обращались суды и после падения империи Цин.