Дивизиональная структура
Принцип децентрализации нашел свое первое и последовательное воплощение в дивизиональной структуре. Организации, построенные в соответствии с ней, появляются в 1920–1930-е гг., однако широкое распространение данная структура получает в 1960-е гг.
Первым ярким примером организации, воспользовавшейся преимуществами дивизиональной структуры, может служить General Motors. Ее руководитель Альфред Слоун в 1920-е гг. столкнулся с полномасштабным кризисом, вызванным в первую очередь успехами компании Ford Motor и ее модели "Т". Ford Motor представляла собой классическую пирамидальную организацию с линейно-функциональной структурой. Сделав ставку на производство недорогих надежных автомобилей, она сумела посредством вертикальной концентрации усилий различных функциональных подразделений, добиться впечатляющих результатов и занять почти монопольное положение на рынке. В противоположность данной стратегии General Motors всегда представляла собой некоторую совокупность относительно самостоятельных филиалов – Chevrolet, Buick, Cadillac и др. Они предлагали различные модели для различных сегментов рынка, но в 1920-е гг. деление этих сегментов было еще не достаточно четким, и филиалы часто конкурировали друг с другом, отбивая друг у друга клиентов и используя весьма различные запчасти при производстве автомобилей.
Конкуренция с Ford Motor подвигла Слоуна упорядочить структуру взаимодействия филиалов, четко разграничив сегменты рынка (Chevrolet стал производить недорогие машины, Cadillac, напротив, эксклюзивные модели) и определив важнейшие области для кооперации в производстве отдельных деталей. Таким образом, появилась дивизиональная организационная структура, подразделения в которой были выделены не по функциональному, а по иному принципу (в данном случае рыночному). Каждый филиал обладал всей необходимой совокупностью функциональных подразделений и при этом в значительной степени был самостоятельным в решении вопросов, относящихся к оперативному поведению на рынке.
Введение дивизиональной структуры позволило General Motors преодолеть кризисные явления 1920-х гг. К 1940 г. компания уже контролировала 40% рынка, в то время как доля лидировавшей ранее Ford. Motor сократилась до 16%. "Формирование мультидивизиональной структуры, – пишут американские авторы, – в соответствии с новой стратегией не только позволило GM преуспеть в конкурентной борьбе, но и заложило основу для непрерывного расширения ассортимента продукции, выпускаемой компанией. В последующие годы этот ассортимент пополнился новыми видами продукции – от грузовых автомобилей до кухонной утвари". С небольшим перерывом в 2009–2010 гг. эта компания удерживает "пальму первенства" на автомобильном рынке уже около 80 лет.
Дивизиональная организационная структура характеризуется тем, что крупные подразделения в ней выделяются по любому, но не функциональному признаку. В экономической практике такими признаками являются:
1) продуктовый (товарный);
2) региональный (территориальный);
3) клиентский (рыночный).
Можно предложить и некоторые иные критерии, связанные с более точным описанием сферы деятельности филиалов, но при внимательном рассмотрении все эти критерии так или иначе будут соответствовать какому-либо из трех обозначенных выше (рис. 7.4).
Рис. 7.4. Дивизиональная организационная структура
При продуктовой (товарной) организации полразделения выделяются в соответствии с различными товарами, которые выпускает компания. Данный тип организации может подразумевать производство деталей одними филиалами, а их сборку – другими. Так, если опять в качестве примера взять автомобилестроительную отрасль, в одном подразделении могут производиться моторы, в другом кузова, в третьем различные электротехнические детали и в нескольких филиалах – сборка готовой продукции. Каждый филиал в данном случае концентрирует внимание на определенном виде продукции, подстраивает под ее производство свою внутреннюю структуру, оперативно решает множество проблем, которые ранее – при линейно-функциональной организации – требовали бы обсуждения либо на самом верху, либо в больших функциональных подразделениях, что значительно замедляло бы процесс принятия решений.
Очень распространен в мире территориальный тип дивизиональной структуры. Он особенно характерен для многонациональных компаний. Каждая страна или группа стран имеет свои особенности, которые прежде всего связаны с поведением покупателей и выбором правильной маркетинговой стратегии в областях ассортимента, ценообразования, продвижения товара и т.д. Централизовать маркетинговую деятельность в многонациональной корпорации значит заведомо снизить прибыль. Данное обстоятельство подталкивает компании к выделению филиалов по территориальному принципу. Важен данный тип структуры и для России с ее регионами, столь отличными друг от друга как по экономическому развитию, так и по культурным традициям.
Клиентский принцип выделения подразделений в дивизиональной структуре не совсем заслужено занимает третье место. Дело в том, что компаний, четко ориентированных в построении своей структуры только на него, не так много. Существуют производители детских игрушек, которые выделяют подразделения на основании возраста клиентов: одно подразделение выпускает продукцию для детей 1–2 лет, другое – для 3–5-летних, третье – для детей младшего школьного возраста. Вместе с тем, с методологической точки зрения, клиентский критерий является важнейшим и в конечном счете единственным, используемым в дивизиональной структуре. Различие в товарах – это прежде всего различие в клиентах, для которых они производятся, различие территорий – это опять-таки в первую очередь различие в людях, которые их населяют. Поэтому, в конечном счете, за двумя первыми более распространенными критериями стоит один единственный клиентский принцип выделения подразделений.
Достоинства дивизиональной структуры заключаются:
• в более высокой адаптивности по сравнению с существовавшими ранее структурами;
• улучшении координации деятельности функциональных отделов внутри подразделений;
• возможности дальнейшего развития самостоятельности подразделений;
• децентрализации финансовых потоков.
Недостатками дивизиональной структуры являются:
• дублирование функций управления в различных подразделениях;
• меньшая экономичность в сравнении с линейно-функциональной структурой;
• сложность распределения полномочий между центральной штаб-квартирой и подразделениями.
Несмотря на отмеченные недостатки в 1960–1980-с гг. на Западе происходила радикальная перестройка корпоративных структур по дивизиональному образцу. Сегодня почти все крупные компании мира используют тот или иной дивизиональный принцип для выделения базовых подразделений.