Лекция 4. Диверсифицированные методы исследования систем управления

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

• ОГЛАВЛЕНИЕ и особенности диверсифицированных методов исследования управления;

• условия и возможности использования диверсифицированных методов исследования;

• преимущества диверсифицированных методов исследования;

• ОГЛАВЛЕНИЕ методов интуитивного поиска, мозгового штурма, синектики, метода Метчета;

• принципы проектирования исследовательских концепций;

уметь

• выбирать наиболее эффективный диверсифицированный метод исследования в конкретных условиях развития организации и системы управления;

• оценивать возможности использования конкретного диверсифицированного метода исследования;

владеть

• приемами использования диверсифицированных методов исследования в практике совершенствования управления;

• методикой оценки исследовательских возможностей использования диверсифицированных методов в конкретных условиях развития управления.

Диверсификация исследования

Полезно задуматься

Наблюдаются ли процессы диверсификации в области исследования? В чем они проявляются? Почему возникает потребность в диверсифицированных методах исследования? Что собой представляют диверсифицированные методы исследования? Что дают диверсифицированные методы, в чем их сильные и слабые стороны?

Процессы диверсификации: потребность, настоящее, будущее

Диверсификация – одно из заметных явлений современности. Она представляет собой соединение различных явлений, процессов или тенденций, позволяющее наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы для достижения целей.

Известно, что в производстве диверсификация проявляется в превращении многих фирм и корпораций в многоотраслевые комплексы, выпускающие продукцию различного назначения и использующие различные технологии. В этих условиях достигается эффект лучшего использования ресурсов, возможность варьировать ассортимент при изменении спроса, повышении конкурентоспособности. Еще одно преимущество диверсификации заключается в создании условий для взаимного обогащения технологий, использования смежных принципов и подходов, обеспечения разнообразия видов продукции за счет "эффекта перенесения" идеи или подхода. Это напоминает известный в квантовой методологии принцип внешней дополнительности, который начинает проявляться и действовать тогда, когда в общей тенденции развития соединяются внешние и внутренние факторы, возникает возможность посмотреть на внутренние факторы с внешних, принципиально иных позиций.

Процессы диверсификации присущи и управлению. Они проявляются в разнообразии форм и видов систем управления, соединении их по потребностям управления диверсифицированными организациями.

Процессы диверсификации проникают и в сферу исследований. Здесь они обнаруживают себя в растущем разнообразии подходов и методов исследования и потребностях соединения этих подходов в конкретном варианте или модели исследования (рис. 4.1).

Так, использование традиционных методов исследования можно соединить с психологическим регулированием исследовательской деятельности и особой формой ее организации. Получается принципиально новый метод исследования, обладающий своими достоинствами и недостатками и отличающийся от других методов. В качестве примера можно привести метод синектики и множество разновидностей этого метода. Его можно назвать диверсифицированным методом исследования, потому что это не просто метод анализа или коллективной интеллектуальной деятельности – это метод мотивирования коллективной интуиции, своеобразной игры воображения, психологической настройки, целеустремленного поиска и т.д.

Рис. 4.1. Факторы диверсификации исследований

Важной особенностью диверсифицированных методов исследования является соединение оригинальных методологий исследования со специфическими организационными формами их проведения. Именно в этом, пожалуй, наиболее ярко проявляется эффект диверсификации.

Диверсифицированные методы исследования получают большое развитие в современных условиях управления, и им принадлежит большое будущее.

Состав и система диверсифицированных методов исследования

Известные диверсифицированные методы исследований должны быть представлены в системе, ибо это позволяет наиболее успешно выбирать те или иные методы в конкретных условиях.

Система диверсифицированных методов исследований включает в себя методы мозгового штурма, методы систематизированного поиска, методы глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыслительной деятельности, методы фантастического преображения проблемы, методы синектики, методы интуитивного поиска и др. (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Диверсифицированные методы исследования

Все эти методы теснейшим образом взаимосвязаны. Их общее свойство в том, что они соединяют в систематизированном виде различное, иногда противоречивое, и это составляет основу эффекта их использования.

Различие диверсифицированных методов состоит в характере сочетания методологии и организации исследования, комбинации подходов и включении простейших методов. Каждый из этих методов необходимо охарактеризовать и рассмотреть в отдельности, что и будет сделано ниже.