Диверсификация в системе товарного обращения

Характерной особенностью развития процессов концентрации в системе товарного обращения стал постепенный отход крупных торговых корпораций от узкоотраслевой специализации. В послевоенные, особенно 1960-е гг., в целях получения более устойчивой нормы прибыли они устремились в новые сферы деятельности. Это процессы расширения видов деятельности представляют собой диверсификацию – одну из самых распространенных форм концентрации в современной экономике.

Диверсификация деятельности торговых компаний наиболее активно проходила в розничной торговле, когда предприятия различного товарного профиля объединялись под общим финансовым контролем крупных торговых предприятий и цепных систем. Затем последовали объединения предприятий торговли и других отраслей деятельности. В результате к середине 1980-х гг. около трети крупных торговых компаний США участвовали в двух или более сферах хозяйственной деятельности, не связанных с торговлей. Широкое распространение получили также конгломераты – объединения разнопрофильных фирм, функционирующих в разных секторах рынка и сохраняющих высокую степень хозяйственной и финансовой самостоятельности. Заметно усилились конгломератные объединения торговых предприятий с банковскими и страховыми компаниями. Инвестиционные банки приобретали розничные предприятия, а торговые компании занимались страховыми кредитными операциями.

Диверсификация позволяет предприятиям избежать или смягчить риск, связанный с колебаниями конъюнктуры внутриотраслевого рынка, повысить их конкурентоспособность и стабилизировать финансовое положение.

В системе товарного обращения сформировались два типа диверсификации – внутриотраслевая и межотраслевая. Внутриотраслевая диверсификация – это объединение функционально независимых торговых предприятий различного профиля. Межотраслевая диверсификация – объединение функционально независимых предприятий торговли и других отраслей хозяйственной деятельности. В развитых странах завершен переход к многоотраслевым формам организации торгового капитала, в которых доминирует интеграция торговых компаний с производственными, банками и страховыми организациями. В них сосредоточен основной экономический потенциал современной рыночной экономики, обеспечивающий 25–50% общих национальных объемов продаж развитых стран. Формирование и усиление корпоративных структур представляет собой одну из важнейших тенденций развития современной экономики. Финансово-промышленные группы (ФПГ), концерны, холдинги, консорциумы являются эффективными формами консолидации торгового, промышленного и финансового капиталов, повышают макроэкономическую регулируемость народного хозяйства.

Российский опыт активного развития территориальноотраслевых комплексов и научно-производственных объединений 1970–1980-х гг. сменился стремлением подразделений к самостоятельности в конце 1980-х гг., приватизацией и разукрупнением объединений (ликвидацией торгов, трестов, контор в торговле) в начале 1990-х гг. Однако ставшие самостоятельными, освободившиеся от необходимости отчислений в различные централизованные фонды социального и экономического развития, бывшие подразделения лишились экономических выгод централизованных закупок и сбыта товаров, рационального управления товарными запасами, финансирования технического и экономического развития. В результате дезинтеграции и чрезвычайно высокой инфляции многие из них стали неплатежеспособными. Поэтому в последние 20 лет ФПГ возникали в результате адаптации горизонтально и вертикально взаимосвязанных предприятий к условиям рыночной экономики. В этом отношении интеграция является фундаментальной опорой восстановления экономических связей и повышения конкурентоспособности предприятий в рыночных условиях.

Финансово-промышленные группы представляют собой совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о технологической или экономической интеграции, направленной на повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров, повышение эффективности производства и обращения товаров.

Жесткий вариант формирования ФПГ в виде холдинга включает материнскую и дочерние компании с контрольным пакетом акций у первой. Его создание предполагает наличие значительного первоначального капитала и жесткую систему управления. Примером такой организации может служить петербургская холдинговая компания "Супер-Аякс", включающая сеть современных супермаркетов, собственный региональный опт с собственным транспортом и складскими помещениями, собственный таможенный терминал, перерабатывающие предприятия и строительство. Все эти предприятия объединены в единую систему товародвижения, управляемую на основе полной компьютеризации торговотехнологических процессов и финансовых потоков.

Для современной российской практики, когда первоначальный капитал в значительных размерах еще не накоплен, более приемлемым и перспективным можно считать мягкий вариант формирования ФПГ путем объединения капиталов предприятий различных отраслей с участием коммерческих банков и финансовых компаний. Наиболее простой организационно-правовой формой создания таких объединений в соответствии с ГК РФ является договор о совместной деятельности. При этом исключается возможность владения контрольным пакетом акций любым участником группы, следовательно, необходимость первоначального вложения капитала.

Отечественная экономика имеет огромные резервы и перспективы развития процессов интеграции как на внутреннем, так и на внешнем рынке товаров и услуг. Вместе с тем диверсификация производства и обращения, индивидуализация потребительского спроса способствуют деконцентрации производства и обращения товаров и услуг. Одной из серьезных стала проблема взаимодействия крупных и мелких предпринимательских структур. Своеобразие российской экономической ситуации 1990-х гг. заключалось в стихийно сформировавшемся огромном секторе неорганизованного (теневого) рынка потребительских товаров (в том числе так называемой челночной купли-продажи товаров), который не имел четких форм организации, контроля и отчетности. Этот сектор создавал нездоровую конкуренцию стационарной розничной торговой сети, предприятиям легкой и пищевой промышленности, не платил налоги на прибыль и др., значительно сокращал обороты и прибыли, а следовательно, и налоговые платежи стационарных предприятий торговли, легкой и пищевой промышленности.