Дисциплинарные разделы эстетики
Выделение дисциплинарных направлений определяется не дидактическими задачами ("чтобы легче учить", "чтобы проще объяснять"), а изначальной сущностью самой науки. Наиболее старыми и традиционными разделами являются:
1. Онтология - рассматривает саму природу эстетического, сто бытие.
2. Гносеология - изучает познавательные процессы в сфере эстетического.
3. Аксиология - анализирует ценностные аспекты эстетического.
4. Морфология искусства, нередко определяемая как дисциплина, которая изучает систему видов художественного творчества (такое понимание находим, например, у Ю. Б. Борева). Морфология напоминает анатомию человеческого тела1 - она рассматривает, из чего "сделаны" произведения искусства, из каких частей, из какого материала.
Не случайно морфологией называются также дисциплины естественных наук, например в медицине и антропологии. Следующей задачей морфологии является построение классификации видов искусства.
5. Герменевтика искусства - рассматривает процессы истолкования, интерпретации. Тенденция выделять герменевтику в отдельную дисциплину усилилась после опубликования Ф. Шлейермахером в первой трети XIX в. программной книги "Герменевтика".
6. Семиотика искусства - изучает знаковую природу искусства, продолжая в немалой мере решать задачи, присущие морфологии. Выделение семиотики как самостоятельной дисциплины связано с оформлением самой семиотики как науки о знаках, произошедшим на рубеже XIX-XX вв. и связанного прежде всего с именами Ф. де Соссюра, У. Морриса и Ч. Пирса. Новый импульс развитию семиотики искусства придали теория информации (Н. Винер, К. Шеннон) и общая теория систем - ОТС (Л. фон Берталанфи).
По мере развития социологии и психологии, их стремления к использованию эмпирических методов исследования и математического инструментария появляются дисциплины, во многом имеющие статус переходных между двумя научными сферами: социология искусства и психология искусства. Социология искусства зарождается в XIX в., особенно с формированием философии позитивизма и оформления, благодаря французскому ученому О. Конту, социологии в качестве самостоятельной науки. Одним из первых авторов, писавших об искусстве в таком ключе, был И. Тэн. Психология искусства работает с такими, например, проблемами, как психологические и нейрофизиологические явления, связанные с процессом творчества и восприятия произведения, проблема нормы и патологии, проявленных в творчестве, воспитание и развитие творческих способностей. Здесь в разное время сделали немалый вклад люди, далекие, на первый взгляд, от философии: родоначальник судебной антропологии Ч. Ломброзо, врач и антрополог М. Нордау, основатель экспериментальной психологии Г.-Т. Фехнер, психолог и психиатр Э. Кречмер, генетик В. П. Эфроимсон, физиолог А. А. Ухтомский. Целый ряд работ о психологии творчества принадлежат отечественным ученым Л. С. Выготскому и С. Л. Рубинштейну.
Отдельной дисциплиной является история эстетической мысли, в пределах которой теоретическая эстетика описывает и анализирует саму себя, собственное развитие.
Присутствие среди эстетических дисциплин исторической морфологии, решающей свои задачи с учетом исторического развития и изменения искусства, ставит вопрос о соотношении эстетики и искусствознания (рис. 1). Несомненно, что часть исследовательского поля, часть методов и даже часть задач у них являются общими, совпадают. Тем более что некоторые ученые работали как в сфере искусствознания, так и в сфере эстетики. Так, затруднительно сказать, кем в большей степени являются, например, Э. Панофский, А. Ригль или Г. Зедльмайр. Однако эстетика несет на себе все особенности, которые присущи философскому знанию. Искусствознание менее тяготеет к абстрактным обобщениям, предполагает большую описательность, стремление к фактичности, описанию и оценке осязаемых, материальных черт произведения искусства. В условиях сближения дисциплин и выработки общенаучной методологии во второй половине XX в. никакое противостояние между искусствознанием и эстетикой немыслимо, напротив, следует ожидать и приветствовать их более тесное сотрудничество.