Дистанционное обучение
Дистанционное обучение (ДО) – обучение на расстоянии, когда педагог не находится в непосредственном живом контакте с учениками. Этот тип обучения находит все большее распространение во всем мире, становится одним из ведущих способов непрерывного образования. Он один из основных каналов образовательной системы XXI в., новый тип организации учебного процесса, базирующийся на принципе целенаправленно регулируемой, но самостоятельной инициативной деятельности пользователя.
Для ДО характерно использование образовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов, как непосредственно находящихся в распоряжении учащегося, так и удаленных от него. В первом случае используется кейсовая технология, когда в одном кейсе (упаковке) помимо традиционных учебников и методических пособий учащийся получает мультимедийные электронные учебники, обучающие программы на дисках CD-ROM, видео- и аудиокассетах, дискетах и т.д. Во втором – ресурсы Интернета и сетевых каналов учебных заведений.
В отличие от традиционных систем обучения, ДО позволяет построить для каждого студента или слушателя индивидуальную образовательную траекторию и реализовать ее в наиболее комфортном режиме.
В практике все шире используются разнообразные модели ДО:
– заочное среднее обучение экстерном для лиц, которые по разным причинам не могут посещать учебные занятия;
– вузовское, часто – университетское обучение студентов на расстоянии на основе новых информационных технологий в форме заочного дистанционного обучения в рамках специально разработанного режима с выполнением системы контрольных заданий как дистанционного, так и очного, в контакте с преподавателями или с обучающими устройствами в стационаре;
– межвузовское и межгосударственное обучение с использованием ресурсов нескольких видов, что позволяет сделать обучение более качественным и менее затратным.
Такой тип обучения предлагается в Федеральной целевой программе 2000 г. "Создание системы открытого образования в России". Она предполагает использование:
– автономных образовательных систем, реализующих возможности телевидения, радиопрограмм, мультимедийных средств как форм неформального образования;
– интернет-образования как особого типа образования, осуществляемого с помощью подключения к сети Интернет.
Дистанционное обучение имеет существенные преимущества по сравнению с традиционным заочным обучением, оно более надежно ресурсно и методически обеспечено, оперативно и динамично. Однако трудно надеяться на то, что оно во всех случаях обеспечивает самостоятельное выполнение запланированного объема работы и контрольных заданий. Всегда находятся люди, желающие получить прежде всего диплом или аттестат, а не подлинное образование.
Поэтому должны быть предусмотрены методы организации обучения, активизирующие деятельность обучающихся, стимулирующие их на обсуждение в режиме виртуальных семинаров, переписку по электронной почте, участие в заочных дискуссиях. Должны быть выработаны четкие и единые для всех критерии оценки качества обучения. Тестовая система оценки, преимущественно используемая в дистанционном обучении, явно недостаточна. Должны быть использованы способы оценивания самостоятельности, творческой активности студентов, обеспечена обратная связь (в том числе в режиме асинхронного и синхронного общения) с комментированием ответов, указанием на ошибки и предоставлением помощи для поиска верных решений. Основными в системе контактов с преподавателями являются звенья "живого общения". Участие педагога необходимо по всем изучаемым предметам, в том числе по предметам гуманитарного цикла, где больше версий, подходов, оценок, смысловых акцентов. Должны быть предусмотрены работы проектного, дискуссионного, поискового плана в коллективе, слушание "живых" лекций, участие в собеседованиях с педагогом, несущим ответственность за качество подготовки.