Дискуссии вокруг климата
Проблема сохранения климата показывает, что власть человека над природой нс является всесильной и он должен вовремя осмыслить свою роль во Вселенной и, возможно, кое-где сдержать технический прогресс, приносящий не только блага, но и загрязнения, порой необратимые.
Глобальная околокосмическая, экологическая катастрофа, как и ядерное загрязнение, может коснуться всех и каждого. Однако кажущаяся отрешенность этих проблем от сиюминутных забот затрудняет и отодвигает их решение, а экономический кризис перечеркивает достигнутые международные договоренности и национальные предписания.
Киотский протокол был задуман как инструмент коллективного старта и ответа на возможность потепления климата. В настоящее время функционирование предложенной системы, когда ряд стран в силу принятых обязательств по сокращению выбросов парниковых газов сознательно ставит себя в заведомо невыгодные экономические условия по отношению к другим странам, не обремененным ограничениями, долго продолжаться не может.
Испания, обязанная снизить выбросы на 8%, увеличила их на 40%; Польша с основным энергоносителем – углем – выбросы не сократила; Германии удалось сократить выбросы за счет реструктуризации промышленности ГДР. Истекшие в 2012 г. обязательства стран, подписавших Киотский протокол, могли бы быть продлены, либо дополнены, либо заменены новыми договоренностями в декабре 2009 г. на саммите в Дании, но этого не произошло.
Более того, если конец XX в. знаменовался серьезными озабоченностями международного сообщества состоянием озонового слоя, то в первом десятилетии XXI в. об озоновом слое забывают, зато предпринимаются попытки предупредить существенные изменения климата. Нелишне добавить, что климат не назван в качестве объекта охраны окружающей среды в законодательстве РФ и не следует спешить его туда вносить, прежде чем будут выяснены действительные причины его изменений и выработаны международно-правовые и национальные меры предупреждения его деградации.
На международном уровне проводятся консультации и принимаются декларации в форме "мягкого права", свидетельствующие о попытках мирового сообщества активизировать правовые усилия для предотвращения геополитической земной катастрофы. На 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2009 г. прошел по личной инициативе Генерального секретаря ООН саммит но изменению климата; после пленарного заседания состоялось восемь закрытых круглых столов, в результате чего было выпущено резюме генсека.
Заинтересованное в сохранении земной среды обитания человечество видит в деятельности, направленной против изменений климата, покушение на интересы различных стран – прибрежных и материковых, энергетику и страхование рисков, конкурентоспособность бизнеса, неконтролируемую миграцию, систему жилищно-коммунального хозяйства, судьбу рынка угледобывающей промышленности и теплоцентралей. Для России, кроме перечисленного, это может означать подтаивание вечной мерзлоты, расчистку Северного морского пути. Развивающиеся страны подозревают Запад в угрозе их развитию, попыткам перевода их экономики на новые принципы и технологии, требующие значительные средства.