Дискурсивная этика
Дискурсивная этика актуализирует общие тенденции современной этики, которые получили выражение в биоэтике и связаны с переходом от монологической индивидуалистической рациональности, которая претендовала на монопольную истину и навязывала эту истину с помощью специально организованной власти ("власти-знания", "биовласти" у М. Фуко), к новому типу рациональности, выражающемуся в необходимости согласования различных мнений и суждений, — коммуникативной рациональности. Многие проблемы и моральные дилеммы современного мира приобретают глобальный масштаб и требуют недогматических подходов и способов решения. Цель дискурсивной этики — превращение мирового сообщества в идеальное коммуникативное сообщество, которое сможет все проблемы решать посредством этически организованного дискурса.
Кризис классической картины мира поставил задачу формирования нового типа рациональности как антипода монологическому разуму. Эта задача была осмыслена в произведениях М. Фуко ("Надзирать и наказывать"), М. Хоркхаймера и Т . Адорно ("Диалектика просвещения"), Ю. Хабермаса ("Моральное сознание и коммуникативное действие"), но реальное преодоление классического типа знания ("знания-власти") обозначилось вместе с появлением большого числа моральных дилемм, обсуждение которых способствовало возникновению новых способов принятия решений.
Ответом на новые потребности явилась этико-коммуникативная рациональность как новый вид социальной интеграции, социальной организованности и упорядоченности, а также новый уровень нравственной культуры, спасающейся от отрицательных моментов массовизации и анонимности. Современное пространство рациональности не ограничивается рамками сознания отдельного индивида или группы индивидов, но расширяется до масштабов человечества.
По мере развития и совершенствования этического дискурса увеличиваются степени сотрудничества. При этом индивидуалистическая парадигма (познающего и действующего в одиночку субъекта) меняется на коммунитаристкую парадигму, связанную с принципом взаимопонимания, т.е. "межсубъектными отношениями социально активных и склонных к обоюдному признанию индивидов". Новая парадигма позволяет осуществить всесторонний взгляд на сложные социально значимые проблемы; с этой трансформацией связаны новые подходы к построению современного знания, предполагающие принципиальную дополнительность разных точек зрения и разных форм знания.
Современные моральные дилеммы затрагивают всех и каждого, в результате этический дискурс, по мнению Апеля, имеет тенденцию распространяться на все большее число лиц, формируя очень широкое гуманитарное пространство культуры в виде коммуникативного сообщества, которое в пределе может и должно включить все культуры и цивилизации. Главная мысль Апеля состоит в том, что посредством глобализации коммуникации происходит расширение этического дискурса и укрепляется этический порядок общества, причем в масштабе планеты. Любое расширение этического дискурса (например, в масштабе корпорации или одного государства) выступает способом развития гражданского общества (в котором многие вопросы решаются методом свободного обсуждения). Понятие идеального коммуникативного сообщества практически тождественно понятию гражданского общества. Новые способы коммуникации, породившие ее глобализацию, по мнению Апеля, ведут к созданию такого сообщества. Если это сообщество будет ответственно и рационально организовано, оно сможет все возникающие проблемы решать методом всеобщего обсуждения.
Основные понятия дискурсивной этики — дискурс, информационное общество, идеальное коммуникативное сообщество, этико-коммуникативная рациональность.