Дипломатические представительства
Существует два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию — чрезвычайный и полномочный посланник либо поверенный в делах. Принципиальных различий между посольствами и миссиями нет, но большинство государств, в том числе и Россия, предпочитают обмениваться дипломатическими представительствами — посольствами.
Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами (например, Совместное заявление об установлении дипломатических отношений между Россией и ЮАР 1995 г., где стороны согласились установить полномасштабные дипломатические отношения на уровне послов). Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах. Так, в июне 1995 г. Правительство РФ дало согласие на открытие в Екатеринбурге отделения Посольства Великобритании в России.
Условия размещения и обеспечение представительства регламентируются отдельными соглашениями (например. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об условиях размещения Посольства РФ в Республике Беларусь и Генерального консульства РФ в г. Бресте 1997 г.).
Главы дипломатических представительств делятся на три класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств; чрезвычайные и полномочные посланники, аккредитуемые при главах государств; поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. От поверенного в делах следует отличать временного поверенного в делах — лицо, временно исполняющего функции главы представительства любого класса во время его отсутствия (отпуска, отзыва и т.д.).
Класс, к которому принадлежит глава представительства в конкретном государстве, определяется соглашением между государствами об установлении дипломатических отношений.
Дипломатические представительства выполняют следующие функции: представительство своего государства в стране пребывания; защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания; ведение переговоров с правительством страны пребывания; выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания; поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания.
Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на назначение конкретного лица главой представительства в данном государстве. Отказ в агремане или недача ответа на запрос препятствуют назначению лица главой представительства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агремане.
По получении агремана лицо назначается главой представительства. Главе представительства выдается верительная грамота — документ, адресованный властям страны пребывания, в котором просят верить (отсюда название — "верительная грамота") тому, что данное лицо будет излагать от имени этого государства. По прибытии в страну назначения главы представительства вручает свои верительные грамоты главе государства или министру иностранных дел (если глава представительства — поверенный в делах).
Персонал дипломатического представительства делится па три группы: дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал.
Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.
Административно-технический персонал — это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты и т.д.).
Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара и т.д.).
Члены дипломатического персонала, как правило, являются гражданами представляемого ими государства, члены административно-технического и обслуживающего персонала могут быть гражданами страны пребывания.
Торговые представительства, как правило, рассматриваются в качестве части дипломатического представительства государства, и на них распространяется действие Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.
Торговые представительства осуществляют внешнеэкономическую деятельность от имени государства. В функции торговых представительств входят: представительство интересов государства в области внешней торговли; изучение условий и норм о торговой деятельности в данном государстве; выдача разрешений и утверждение внешнеэкономических сделок от имени государства и др.
Государство несет ответственность по обязательствам торгового представительства.
Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотрудникам.
Иммунитеты — это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания. Различают привилегии и иммунитеты представительств и их сотрудников.
Представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:
1) неприкосновенность помещений представительства. Никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба;
2) помещения представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;
3) представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания;
4) архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью и подлежат особой защите со стороны государства пребывания. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также командиру экипажа гражданского самолета;
5) сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания.
Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:
1) личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме;
2) частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства;
3) дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания;
4) дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме: вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства; исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.
Посольство Российской Федерации является государственным органом внешних сношений РФ, осуществляющим представительство России в государстве пребывания.
Посольство учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством.
Посольство входит в систему МИД России и обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-территориальных образований.
Основными задачами и функциями Посольства являются: представительство Российской Федерации в государстве пребывания; обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в государстве пребывания; выполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ, МИД России, а также согласованных с МИД России поручений других федеральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются Посольству только через МИД России; сбор информации о государстве пребывания, а также изучение деятельности других государств, международных организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания; обеспечение развития сотрудничества России с государством пребывания, оказание содействия государственным органам, общественным объединениям и представителям деловых кругов РФ в установлении контактов с представителями государства пребывания; участие в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением договоров РФ с государством пребывания; защита в государстве пребывания прав и интересов российских граждан и юридических лиц; выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью консульских учреждений РФ; выполнение других функций.
В России установлены следующие дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол; чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и 2-го класса; первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го и 2-го класса; третий секретарь; атташе. Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Президентом РФ, остальные — министром иностранных дел РФ. Сотрудники дипломатического персонала представительств РФ состоят на службе в МИД России.
Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ. Посол назначается Президентом РФ; верительные грамоты ему подписывает министр иностранных дел РФ.
Посол представляет Российскую Федерацию, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИД России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Основные права и обязанности Посла регламентируются Положением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденным Указом Президента РФ от 07.09.1999 № H80.
В случае отсутствия Посла в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломатических сотрудников Посольства.
В Посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.