Все как всегда: обычный день из жизни маленького человека
Обычный день маленького человека: проснулся, оделся, умылся, покушал... Может ли такой день стать темой для отдельной книжки? Ведь в нем как будто ничего особо интересного пет, все как всегда. Но именно это "как всегда" и представляет большую ценность для ребенка раннего возраста. Привычные, повторяющиеся изо дня в день завтрак, прогулка, купание перед сном и т.д. создают ощущение упорядоченности и предсказуемости жизни, уюта и защищенности. Сложившийся жизненный уклад, в котором для каждого дела есть свое время и место, помогает малышу переживать неприятные события, поскольку задает им определенные временные границы, а также помогает научиться ждать. Ведь если ребенок уверен, что после такого долгого и сложного дела, как одевание (особенно зимой!), он пойдет на прогулку, где можно будет поваляться в снегу, покормить птиц и покататься на санках с горки, то можно немножко и потерпеть.
ОГЛАВЛЕНИЕм книжки, описывающей обычный день из жизни малыша, должны стать основные режимные моменты: вставание, одевание, умывание, завтрак, игра, прогулка, подготовка ко сну и т.д. Их может быть больше или меньше. В зависимости от вашего желания и от интереса ребенка, в книжке могут появляться все новые и новые фотографии, позволяющие "развернуть" и "посмаковать" особенно интересные и приятные моменты жизненного уклада. Постепенно следует раздвигать временные границы, и от рассказов об отдельном дне из жизни можно перейти к книжкам, описывающим гораздо более длительные отрезки времени. Можно также попробовать сделать книжки, описывающие обычный день других членов семьи, при условии, что малыш наблюдал те действия взрослых, которые будут отражены на фотографиях (например, бабушка пылесосит, печет пирожки, моет посуду и т.д.).
За гранью обыденного
В жизни каждого человека, в том числе и очень маленького, на фоне привычного и размеренного ее течения всегда присутствуют моменты, которые воспринимаются как События, как нечто незаурядное, яркое, удивительное, часто до конца не попятное, не сразу поддающееся осмыслению и потому нуждающееся в обсуждении с близкими людьми и совместном его переживании. А как взрослым важно знать о каждом таком моменте в жизни малыша, особенно если что-то важное в его жизни произошло, когда их не было рядом!
Здесь могли бы помочь книжки-альбомы. Фотографии, сделанные одним из взрослых и собранные в книжку, в которой подробно рассматривается какое-нибудь событие из жизни малыша, позволят еще раз, но теперь уже всем вместе насладиться мельчайшими подробностями, которые и придают событиям свой особый вкус, создают ощущение праздника, исключительности. Л подробное обсуждение события поможет построить и сохранить его яркий и целостный образ.
Однако создать фотолетопись событий значительно сложнее, чем запечатлеть повседневную жизнь. Событие труднее "поймать" в объектив фотокамеры: как правило, оно неожиданно и неповторимо. Кроме того, событие предельно субъективно — то, что является Событием для одного человека, другим может восприниматься как мелочь, пустяк, не стоящий внимания.
Особенно трудно бывает предугадать Встречу с Событием, когда речь идет о жизни маленького ребенка. Взрослому с его масштабом измерений сложно представить, что может оказаться Событием для малыша. По тут уж ничего не поделаешь, это действительно сложно — смотреть на мир глазами своих сына или дочки, и нужно приложить много усилий, чтобы этому научиться. А помогут на этом пути все те же фотографии и, как это ни удивительно, сам малыш. Если фотографирование в вашем доме войдет в привычку, фотографий будет много и вы вместе с малышом будете их регулярно рассматривать, очень скоро он сам научится выбирать наиболее значимые для него снимки. Он сам попросит сделать из них книжку, и когда-нибудь потом неожиданно сам укажет на что-то достойное запечатления (чашка разбилась, встретили на улице лошадь, увидели радугу — в жизни много всего удивительного!).
Все родители хотят, чтобы жизнь их детей была полна светлых и радостных событий. Однако это не всегда выполнимо: и у маленького человека бывают огорчения, и даже очень большие. В такие моменты ему очень важно, чтобы кто-то из близких смог понять и разделить его чувства. Тонко чувствующие настроение окружающих и чутко реагирующие на неприятности дети часто не могут понять собственное состояние, дать имя своему переживанию, самостоятельно справиться с ним. Обсуждая неприятное и страшное, мы как бы отводим этом}' определенное место в жизни, в картине мира, в личной истории. И поэтому книжки о том, как приходил доктор, когда ребенок болел, или о том, как рассердилась мама, также играют важную роль в развитии ребенка, помогая ему понимать и принимать собственные чувства и переживания, очерчивая границы и показывая конечность неприятных и грустных событий.
Конечно, не стоит первым событием для подробного обсуждения делать что-то испугавшее или огорчившее ребенка. Пусть лучше у пего сначала появится опыт бесед о приятном, интересном, любимом. Приятные события, "уютные мелочи жизни" станут тем фундаментом, который позволит выдержать встречу с неприятностями и страхами.
Отдельно хотелось бы остановиться па том, как разговаривать с ребенком о событии. Рассмотрим две ситуации.
1. Взрослый, ведущий разговор с малышом, был участником обсуждаемого события или наблюдал его. В этом случае он — равноправный и более или менее активный рассказчик общих воспоминаний, он может "припомнить" какие-то подробности, упущенные малышом, и, может быть, даже в чем-то его поправить.
2. Взрослый впервые узнает о событии в процессе совместного чтения и обсуждения. Тогда он выступает в большей мере как чуткий и заинтересованный слушатель, который задает вопросы, помогающие ребенку выстроить свой рассказ, а ему самому — составить наиболее полное впечатление о происшедшем. Даже если рассказ ребенка представляет собой явную нелепицу, взрослому, не являвшемуся свидетелем описанного события, нужно ее принять. Поправить рассказ ребенка или внести в него какие-то дополнения в этом случае может другой взрослый, тот, кто был вместе с ребенком в момент его встречи с Событием.