Динамичные и гибкие цепи поставок
Как было отмечено в параграфе 6.2, гибкость (flexibility) и динамичность (agility) цепей поставок в настоящее время являются важными конкурентными преимуществами, определяя устойчивость и быстроту реакции цепи поставок на изменения внешней среды и нарушения регламентов выполнения бизнес- процессов контрагентами.
В частности, проблема гибкости цепей поставок была главной темой MIT-форума "Гибкость и эффективное управление издержками цепей поставок в новых экономических условиях", состоявшегося в 2010 г. на базе НИУ ВШЭ. Форум ежегодно организует Массачусетский технологический институт (MIT)[2] как консорциум организаций-участников – ведущих мировых компаний и исследовательских центров в области логистики и УЦП, в рамках которого осуществляется тесное взаимодействие, направленное на создание инновационных решений по УЦП для бизнеса.
В форуме приняли участие представители ведущих российских и западных компаний, университетов и исследовательских центров. Среди спикеров и гостей форума были ведущие сотрудники и эксперты следующих компаний и организаций: ОАО "РЖД", ЗАО "ОМК", ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Сибур", SAP, "Accenture", "AirBridgeCargo" (ГК "Волга – Днепр"), НИУ ВШЭ, HPI, MIT, Университет Вены, МНИТ, МГТУ им. Баумана и др. Свой доклад представил профессор MIT, один из ведущих мировых экспертов в области УЦП Дэвид Симчай-Леви (David Simchi-Levi)[3].
На диаграмме (рис. 6.14) представлены результаты опроса респондентов, озвученные на форуме, где гибкость была признана важнейшим фактором успеха цепей поставок.
Важность гибкости цепи поставок определяется тем, что условия ведения бизнеса быстро меняются и конкурентные требования очень высоки:
• уменьшение жизненного цикла продукта;
• глобальная дистрибьюция;
• более тесная интеграция компаний в цепях поставок;
• индивидуализация потребительского спроса.
Рис. 6.14. Результаты анализа факторов успеха цепей поставок ведущих мировых компаний
Для успешного функционирования в условиях неопределенности и глобализации рынка гибкость цепи поставок необходима с целью снижения неопределенности потребительского спроса и для быстрого реагирования на внутренние изменения.
Одним из распространенных определений рассматриваемого термина является следующее: "Гибкость – это способность цепи поставок адаптироваться к соответствующим изменениям, основанная на диапазоне различных доступных вариантов действий. Изменения могут происходить как внутри цепи поставок, так и во внешней среде и подразумевают возможности или риски" [147, 189].
Сегодня гибкость цепи поставок определяется как фактор успеха в связи со следующими обстоятельствами:
• гибкость необходима для того, чтобы справляться с рисками внешней среды, возникающими в цепи поставок;
• гибкость широко используется в производственном контексте для оперативного реагирования на потребительские запросы в разрезе новых модификаций продукции;
• гибкость является многомерным механизмом, влияние которого не до конца определено с позиций получения синергетического эффекта в цепи поставок;
• гибкая цепь поставок обычно эффективнее функционирует в условиях риска и неопределенности внешней среды;
• гибкость цепи поставок может быть достигнута в поставке, логистике, операциях, организации, на рынке, в информационной системе.
В табл. 6.3 представлена сравнительная характеристика эффективной по затратам и гибкой цепей поставок.
Динамичность цепи поставок характеризуется как "способность откликаться на потребности клиента и справляться с турбулентностью рынка" [204].
В более широком смысле динамичность означает чувствительность и гибкость производства, организаций и цепей поставок, и М. Кристофер предлагает определять ее как "способность организации оперативно реагировать на изменения спроса, как по объему, так и по ассортименту" [89]. Динамичность означает быструю, стратегическую и операционную приспособляемость к крупномасштабным и непредсказуемым изменениям, происходящим в среде бизнеса.
Как следует из вышеизложенного, динамичность позволяет повысить устойчивость цепи поставок в нестабильных условиях спроса и снабжения. По сути она является единственным эффективным способом организации взаимодействия между
Таблица 6.3. Сравнительная характеристика эффективной и гибкой цепей поставок
Параметр |
Эффективная цепь поставок |
Гибкая цепь поставок |
Главная цель |
Эффективное удовлетворение определенного спроса с минимальными издержками |
Быстрое реагирование на неопределенность спроса для минимизации дефицита, снижения цены и складских запасов |
Цель производства |
Поддержание высокого коэффициента использования оборудования |
Развертывание избыточных мощностей в качестве буфера |
Управление запасами |
Поддержание высокой оборачиваемости и минимизация уровня запасов по всей цепочке |
Поддержание значительного уровня страхового запаса комплектующих и готовой продукции |
Время ожидания |
Сокращение времени ожидания до тех пор, пока это не станет увеличивать издержки |
Инвестирование в снижение времени ожидания |
Выбор поставщиков |
Главные критерии: цена и качество |
Главные критерии: скорость, гибкость, качество |
Разработка продукта |
Максимизация производительности и минимизация издержек |
Использование модульной конструкции, чтобы отложить преобразование продукта |
контрагентами, если они хотят не только выживать, но и выигрывать в данных условиях. Однако если степень предсказуемости спроса и возможностей снабжения высока, нет необходимости использовать тот же самый набор инструментов. Таким образом, компании могут определять разную степень динамичности ключевых процессов для групп товаров с разными характеристиками спроса и поставок.
Прежде чем приступать к оценке степени динамичности, необходимо определить, какие именно из участков цепей должны быть динамичными, а какие будут достаточно устойчивы и максимально эффективны при использовании менее затратных методов управления. Или, говоря другими словами, какие именно группы товаров являются для фокусной компании основными источниками неопределенности как со стороны спроса, так и со стороны снабжения?
М. Кристофер предлагает использовать для этого простую матрицу, взяв в качестве критерия неопределенности снабжения длительность цикла поставок, а в качестве характеристик спроса – его "предсказуемость" [89]. Для удобства практического применения можно оценивать предсказуемость спроса на основании точности прогноза спроса для каждой товарной позиции. Это удобно, поскольку ее можно измерить, и, кроме того, как показывает практика, точность прогноза для разных товарных групп различается и имеет тенденцию оставаться более-менее постоянной на протяжении длительного времени.
Если товар новый и истории расхождения прогнозируемого и реального спроса по нему еще нет, можно пойти двумя путями:
• если новинка представляет собой незначительную модификацию существующего продукта или регулярно повторяющийся сезонный товар, то можно обратиться к данным о точности прогнозирования ее предшественников;
• если это действительно новый товар, отличающийся от всего предлагавшегося компанией ранее, закономерно будет предположить, что точность прогноза спроса окажется низкой, а сам спрос будет отличаться высокой степенью непредсказуемости.
Таким образом, получаем простую матрицу (рис. 6.15), с помощью которой (и достаточно простой аналитической работы) можно выделить интересующий нас сегмент товаров с высокой нестабильностью по спросу и (или) по поставкам.
Рис. 6.15. Матрица выделения группы товаров для построения динамичной цепи поставок
После того как определен сегмент, для эффективного пополнения которого необходима динамичная стратегия, нужно определиться с составляющими этой стратегии. Можно выделить четыре основных принципа динамичности (рис. 6.16):
• согласование процессов;
• виртуальность;
• отклик на рынок;
• сетевой подход.
Признаками динамичных цепей поставок являются чувствительность к требованиям клиента, интеграция процессов, сетевая интеграция и виртуальная интеграция [122, 144, 204].
Чувствительность к требованиям клиента включает в себя ориентацию на ценность для клиента, понимание тенденций рынка и быстрый отклик на изменение потребностей
Рис. 6.16. Основные принципы динамичной цепи поставок [89, с. 373]
и предполагает, что для достижения высокого качества и эффективности при низкой стоимости нужных клиентам товаров и услуг цепь поставок должна работать на основании спроса (т.е. быть "вытягивающей").
Интеграция процессов касается способности цепи поставок адаптироваться и управлять изменениями в условиях неопределенности. Для этого требуется, чтобы цепь поставок могла гибко распределять ресурсы в соответствии с различными потребностями и умела настраивать процессы так, чтобы достигать разных уровней целей с одними и теми же мощностями.
Сетевая интеграция основана на концепции "сотрудничество ради конкуренции", когда сильные стороны каждого из контрагентов цепи поставок используются совместно для ускорения отклика на потребности рынка.
Виртуальная интеграция означает максимальное использование информации о цепи поставок в процессе согласованного межорганизационного планирования и исполнения в режиме реального времени.
Возможные варианты решений в цепи поставок по каждому из четырех направлений приведены в табл. 6.4.
Общей рекомендацией для повышения степени чувствительности цепи поставок к изменяющимся требованиям рынка является переход от организации процессов производства и поставки "на склад" (MTS) к варианту "на заказ" (МТО). Однако если мы говорим о сегменте товаров с непредсказуемым спросом, в нем, скорее всего, могут оказаться продукты, имеющие стратегическую важность для компании (например, новинки), или же товары с очень коротким жизненным циклом, потребители которых не готовы ждать исполнения своего заказа (например, сезонные продукты). А учитывая длительные сроки поставок для выбранного сегмента, полный перевод цепи поставок на режим работы "на заказ" может быть невозможен, ибо это сильно подорвет позиции компании на рынке.
Поэтому можно рассмотреть другие варианты стратегий, предполагающие максимальное приближение к модели производства и поставок "на заказ" – т.е. не создающие избыточных запасов готовой продукции и сохраняющие при этом конкурентные преимущества быстрого выполнения запроса клиентов. Общая идея этого направления такова: переместить запасы из готовой продукции в полуфабрикаты или сырье и материалы (и передвинуть их вверх по цепи поставок), а так-
Таблица 6.4. Возможные решения в процессе построения динамичной цепи поставок
Принцип динамичности |
Некоторые варианты решений |
Чувствительность к требованиям клиента |
Переориентировать стратегию поставок на базе процессов "таке to order". Переместить точку производства готовой продукции вниз по цепи поставок. Переместить точку производства готовой продукции во времени (максимально приблизить к моменту появления фактического спроса). Применять разные подходы (производство "на склад" – MTS и производство "на заказ" – МТО) для разных частей спроса |
Интеграция процессов |
Обеспечить внутреннюю интеграцию планов в компании – например, внедрив S&OP. Построить согласованную систему параметров распределения, производства и материального снабжения. Планировать поставки совместно с поставщиками начиная с дальнего горизонта. Управлять запасами совместно с поставщиками (определять и распределять необходимый страховой запас). Развивать поставщиков |
Сетевая интеграция |
Добавить промежуточное звено в цепь поставок. Исключить промежуточное звено в цепи поставок. Создать резервные каналы поставок и механизм быстрого переключения между вариантами |
Виртуальная интеграция |
Дать поставщикам доступ к данным о планируемых потребностях на большом горизонте. Обеспечить поставщиков информацией о текущем спросе и уровне запаса по их продукции. Договориться о видимости запасов поставщика |
же оттянуть момент конечного изготовления готового товара (и передвинуть его вниз по цепи поставок) – в идеале, начать изготовление после получения реального спроса на продукцию [19]. Однако даже если компания не может позволить себе изготавливать продукцию только по факту реального спроса, откладывание производства ближе к дате ожидаемого спроса все равно приводит к положительным результатам, так как точность прогноза повышается по мере приближения прогнозируемого события.
Независимо оттого, как именно фокусная компания решила повысить скорость отклика цепи поставок на требования рынка, для успешной реализации выбранного варианта ей потребуется обратить особое внимание на интеграцию процессов, как внутренних, так и в отношениях с поставщиками и клиентами. Прежде всего это касается наличия единого и согласованного плана продаж и поставок в компании (supply and operations plan), а также согласованности процессов распределения, производства и снабжения по таким параметрам, как наличие сквозного плана движения и преобразования материального потока, согласованность частоты и размера партий производства, отгрузки и доставки и пр. Только после того, как компания достигла высокого уровня внутренней координации процессов, она может выйти на уровень интеграции процессов с внешними контрагентами. Интегрированные процессы касаются информационных и материальных потоков в цепях поставок, а следовательно, для повышения их эффективности необходимо проанализировать существующую конфигурации цепи и, если требуется, изменить ее.
И наконец, в основе эффективной работы всех процессов лежит идея создания единого информационного пространства для всех партнеров данной цепи поставок. Информационная прозрачность, или интеграция в виртуальной сфере, жизненно необходима для обеспечения динамичности по двум причинам. Во-первых, для того чтобы иметь возможность быстро действовать на основании реального спроса – ведь для этого необходимо, чтобы все звенья цепи видели, что именно он собой представляет на данный момент времени. Во-вторых, для того чтобы дать возможность поставщикам подготовиться к возможным флуктуациям потребностей – а для этого необходимо, чтобы они видели будущее потребление их продукции на дальнем горизонте.
Рассмотрим пример создания динамичной цепи поставок.