Динамичность истины в гуманитарном познании

Накапливая знания, подвергая их критической оценке, исследователь часто может менять собственные представления об изучаемых им явлениях. Поэтому в отличие от естествоиспытателя гуманитарий не может рассчитывать на получение знания, истинностное значение которого установлено раз и навсегда. Он осознает изменчивость контекстов, в которых происходит осмысление установленных фактов. Поставив перед собой какие-то вопросы, историк, например, рассматривает прошлое с точки зрения ответа именно на сегодняшние вопросы. Но, получая новые сведения, осмысляя их, он может задаваться другими вопросами, в результате чего его оценки истинности или ложности изучаемых фактов неизбежно меняются.

Само восприятие каких-то сведений, содержащихся в летописях, хрониках и других исторических источниках, как именно "фактов" тоже не является абсолютно неизменным. Ведь каждый автор видит интересующие его события не беспристрастно, а в соответствии со своим отношением к происходящему. Поэтому любой документ, с которым историк имеет дело, выражает нс то, "что было на самом деле", а лишь мнение наблюдателя по поводу того, что ему довелось видеть. Подчеркивая данное обстоятельство, один из видных современных историографов Франк Анкерсмит утверждает: "Факт не существует независимо от того, замечает ли его кто-нибудь или нет; скорее, факт – это итог размышлений".

На роль понимания как важнейшего средства исторического исследования обращал внимание на рубеже XIX и XX вв. немецкий философ В. Дильтей. В понимании он видел способ выяснения культурных смыслов, направленный как на восприятие духовного мира других людей, что достигается, с его точки зрения, посредством сопереживания, вчувствования в эмоциональное состояние изучаемых, так и на самого исследователя, использующего для этого метод самонаблюдения. Поэтому главным объектом гуманитарных наук являются конкретные жизнеописания различных людей, их автобиографии, а также всевозможные письменные свидетельства эпохи: дневники, письма и прочие документальные свидетельства.

В этом случае истинность производимого научного знания определяется по степени проникновения ученого во внутренний мир того, кто является объектом его исследования. Превращение понимания в важнейшую форму современного гуманитарного познания обусловило вытеснение истории (как эталона "наук о духе") герменевтикой. В древнегреческом языке это слово означало искусство толкования пророчеств. Впоследствии под герменевтикой стали понимать способность толкования текстов вообще. Сегодня это одно из основных направлений философского поиска. В современной исследовательской практике термин "герменевтика" обозначает совокупность приемов и средств, обеспечивающих как понимание людьми передаваемых друг другу сообщений, так и содержательную интерпретацию процессов и явлений, с которыми они сталкиваются, взаимодействуя с действительностью.

Производя и используя всевозможные знания об окружающей действительности, люди не только реализуют заложенные в них природой возможности, но, опираясь на познанные законы и свойства мира, в котором живут и действуют, преобразуют его в соответствии со своими целями, потребностями и планами. Так, человек, развивающийся под воздействием сложной системы взаимосвязанных между собой объективных природных законов, сам становится одним из важнейших факторов, определяющих существование мира в целом. Философия, изучая человека как продукт природной и социальной среды, одновременно способствует осознанию им своей ответственности за сохранение и упорядочение всего, что его окружает.