Динамические теории международного бизнеса
Динамический подход к рассмотрению интернационализации раскрыт в различных стадийных моделях: Уппсальской модели интернационализации, теории жизненного цикла товара, модели "рожденные глобальными".
Уппсальская модель интернационализации. Наиболее известной из динамических теорий международного бизнеса является Уппсальская модель интернационализации (Uppsala model), разработанная шведскими учеными Университета Уппсалы в 1970-х гг. Данная модель предполагает, что фирма в своем международном развитии проходит ряд последовательных этапов. Интернационализация рассматривается как последовательный, упорядоченный процесс, зависящий от опыта фирмы и знания внешних рынков. В начале интернационализации компании предпочитают использовать наименее рисковые формы, не требующие значительного переноса ресурсов на зарубежные рынки (например, экспорт), а впоследствии происходит переход к все более рисковым формам[1].
В своей первой работе[2] авторы модели Ян Иохансон и Ф. Видерсхайм-Пол выделяют четыре основных стадии интернационализации:
1. Отсутствие регулярной экспортной деятельности.
2. Экспорт через независимых посредников (агентов).
3. Создание торговых представительств.
4. Производственные подразделения за границей.
Основным сдерживающим для фирмы фактором на пути интернационализации является феномен "психологической дистанции" ("psychic distance"), который заключается в предотвращении или нарушении поступления информации о рынке, различия в языковом и культурном аспектах, политическом строе, уровне образования или промышленного развития зарубежного рынка[3].
Уппсальская модель имеет дело с процессом получения фирмой знаний о рынках и с тем, каким образом эти знания влияют на последующий характер осуществления фирмой инвестирования. По причине того, что недостаток знаний об иностранных рынках представляет собой главное препятствие для интернационализации, его можно преодолеть посредством изучения условий иностранных рынков. Текущие операции самой фирмы являются основным источником получения знаний. Данное предположение, в свою очередь, приводит ко второму предположению – обучение в процессе деятельности. Инвестиционные решения и осуществление инвестиций сами по себе проводятся постепенно по мере уменьшения степени неопределенности. Чем больше информации фирма получает об иностранном рынке, тем меньшему риску она подвергается и, следовательно, тем больший объем фактических инвестиций будет осуществлен на этом рынке[4].
Основными понятиями Уппсальской модели являются приверженность к рынку (market commitment), знание рынка (market knowledge), решения о совершении операций (commitment decisions) и текущие операции (current activities). Все материальные и нематериальные активы, которые концентрируются фирмой на определенном географическом рынке, представляют собой приверженность к рынку. Это относится как к количеству вложенных ресурсов, так и к степени их приверженности к определенному рынку. Последнее касается того, насколько легко можно осуществить перенос ресурсов с одного рынка па другой. Например, хорошо налаженная взаимосвязь с клиентами является специфической для конкретного географического рынка. Считается, что знание рынка является результатом опыта, полученного на зарубежных рынках. Поэтому критическое знание в целом по своей природе является подразумеваемым, выводимым из обстоятельств. Оно само по себе находится в сильной зависимости от отдельных индивидов и поэтому осуществляет передачу этого знания другим индивидам или применяет к другим условиям и обстоятельствам.
Имеющийся у фирмы определенный уровень знания рынка и приверженности к рынку спустя некоторое время повлияет на решения о совершении операций и на характер осуществления фирмой операций в последующие периоды. Данные операции и решения, в свою очередь, станут воздействовать на знание рынка и приверженность к рынку уже на более поздних стадиях, как по постепенно развивающейся спирали (incrementally evolving spiral).
На основе вышеизложенного Уппсальская модель предполагает следующий подход к поведению фирмы в процессе интернационализации. Данный подход выражен в двух основных принципах.
1. Осуществление инвестиций в определенной стране производится осторожно и последовательно как результат постепенного сопутствующего опыта.
2. Фирмы начинают или продолжают инвестировать на одном или нескольких рынках географически близких стран, а не удаленных рыках и (или) нескольких рынках одновременно. Близкие рынки расположены па меньшей "психологической дистанции"[5].
Применение на практике Уппсальской модели оснонано на построении стратегии в принятии решений и выборе организационных форм, что зависит от множества факторов, сочетание которых осложняет процесс проверки и оценки модели. Данные факторы включают в себя усиление факторов модели или сдерживание экспорта, потребность в информации и процесс ее получения, выбор зарубежного рынка и выход на него (с учетом эффекта психологической дистанции), расширение фирмы и маркетинговые стратегии[6].