Дилерская деятельность
■ В Законе "О рынке ценных бумаг" дилерская деятельность определяется как совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.
Куплю-продажу ценных бумаг за свой счет, т.е. в собственных интересах, а не только в интересах клиентов, могут осуществлять и многие другие профессиональные участники рынка ценных бумаг, например, брокеры. Однако для выставления публичных котировок на покупку и продажу ценных бумаг необходимо получить статус дилера на рынке ценных бумаг. Это важное замечание означает, что на российском рынке ценных бумаг следует различать дилерскую деятельность как профессиональную деятельность на фондовом рынке и дилерскую деятельность как торговую деятельность, осуществляемую за счет своих средств. На фондовых рынках развитых стран такого рода профессиональная дилерская деятельность называется маркет-мейкингом.
Маркет-мейкер – это всегда дилер, который особым образом организует рынок определенной ценной бумаги: поддерживает его ликвидность (торгуемость), определяет текущие цены на конкретную ценную бумагу в зависимости от складывающегося спроса и предложения на нее, определяет стандартные партии сделок (лоты) и т.п. Естественно, что отдельный дилер специализируется на каком-то ограниченном круге ценных бумаг, так как весь рынок физически не может быть охвачен одним-единственным торговцем. Дилер выступает как специалист рынка данной ценной бумаги, т.е. именно он отслеживает динамику ее рыночной цены.
Дилер – это обычно крупная компания, располагающая солидным собственным капиталом, без которого просто невозможно поддержание ликвидности рынка соответствующей ценной бумаги.
У него всегда должно иметься необходимое количество бумаг (собственный "портфель"), чтобы удовлетворять все изменения (скачки) спроса на данную ценную бумагу, и одновременно он обязан выкупать с рынка "избыточное" количество этой ценной бумаги, если спрос на нее падает, а желающих продать достаточно много.
Дилеры обычно контактируют с брокерами, а не с самими клиентами (инвесторами). Исключение составляют случаи проведения крупных (больших по объему) сделок с ценной бумагой.
Если доход брокера складывается из комиссионного вознаграждения, обычно выражающегося в процентах от стоимости сделки, то доход дилера образуется из разницы между ценами продажи и покупки соответствующих ценных бумаг.
На рынке дилерская деятельность представляет собой развитие брокерской деятельности в направлении усиления роли торгового посредничества. Дилер на российском рынке ценных бумаг занимается:
1) брокерскими функциями;
2) организацией и поддержанием оборота (ликвидности) рынка определенных ценных бумаг (маркет-мейкингом).
Именно маркет-мейкинг и составляет основное ОГЛАВЛЕНИЕ профессиональной дилерской деятельности. Данная функция (по закону) обычно включает:
■ объявление цен покупки и продажи;
■ обязательства по покупке и продаже по объявленным ценам;
■ установление количественных пределов покупки и продажи ценных бумаг по объявленным ценам и сроков, в течение которых действуют объявленные цены.
В отличие от брокера дилер непосредственно и постоянно находится на рынке, и поэтому он имеет совершенно неоспоримые преимущества перед любыми другими участниками рынка. В результате к нему предъявляются требования, которые он должен неукоснительно соблюдать, в частности:
■ действовать в интересах своего клиента (независимо от его вида);
■ в первоочередном порядке исполнять приказы клиента по отношению к своим собственным приказам;
■ обеспечивать клиентам наилучшие условия по уровню цен, срокам исполнения, размерам сделок и т.п.;
■ своевременно доводить до участников рынка рыночную информацию по курируемым ценным бумагам; не искажать эту информацию;
■ не принуждать клиентов к совершению сделок;
■ не манипулировать ценами и т.п.