Диглоссия и двуязычие

Описанные выше термины, обозначающие подсистемы национального языка, свидетельствуют о том, что естественные языки принципиально неоднородны: они существуют во многих разновидностях, формирование и функционирование которых определяются социальной дифференцированностью общества и разнообразием его коммуникативных потребностей.

У некоторых из этих разновидностей есть свои носители, т.е. совокупности говорящих, владеющие только данной подсистемой национального языка (территориальным диалектом, просторечием). Другие разновидности служат не единственным, а дополнительным средством общения. Например, студент пользуется студенческим жаргоном главным образом в "своей" среде, в общении с себе подобными, а в остальных ситуациях

прибегает к средствам литературного языка. То же верно в отношении профессиональных жаргонов: программисты и операторы ЭВМ используют компьютерный жаргон в непринужденном общении на профессиональные темы, а выходя за пределы своей профессиональной среды, они употребляют слова и конструкции общелитературного языка.

Подобное владение разными подсистемами одного национального языка и использование их в зависимости от ситуации или сферы общения называется внутриязыковой диглоссией (диглоссия — от греч. 81- 'дву(х)-' и улсоааа 'язык'; буквально — 'двуязычие').

Помимо этого, диглоссия может обозначать и владение разными языками — также в зависимости от ситуации и сферы общения; при этом в "ответственных", социально значимых ситуациях общения, как правило, выбирается "престижный" язык (например, тот, который имеет статус государственного), а в менее "ответственных" ситуациях (например, в семейном и бытовом общении) предпочтение может отдаваться языку, который не имеет официального статуса, но хорошо знаком говорящим (например, язык, усвоенный с детства).

Понятие и термин "диглоссия" в 1959 г. ввел в научный оборот американский исследователь Ч. Фергюсон (Ferguson, 1959; Фергюсон, 2012). До этого в лингвистике использовался (и продолжает использоваться сейчас) термин "двуязычие" — как русский перевод интернационального термина "билингвизм". А для ситуаций, в которых могут функционировать нескольких языков, принят термин "многоязычие" (ср. англ, multilingualism, фр. plurilinguisme).

Прежде, чем выяснять, для чего потребовалось новое понятие диглоссия, рассмотрим более детально, что скрывается за термином "двуязычие".

Двуязычие и многоязычие, как следует из буквального значения этих терминов, — это наличие и функционирование в пределах одного общества (обычно — государства) двух или нескольких языков. Многие современные страны дву- или многоязычны: Россия (ср. существование на ее территории, наряду с русским, таких языков, как башкирский, татарский, якутский, бурятский, осетинский и мн. др.), страны Африки, Юго-Восточной Азии, Индия и др.

Функционирование двух и более языков в обществе было бы невозможно без двуязычия отдельных членов языкового сообщества (даже если индивид владеет несколькими языками, его часто называют билингвом, а само явление билингвизмом, или двуязычием).

Различаются три основных тина индивидуального билингвизма.

При субординативном билингвизме говорящие воспринимают второй язык через призму родного: понятия соотносятся с лексическими единицами родного языка, а последние — с единицами второго языка. В силу естественного различия семантических структур двух языков при порождении и восприятии текста на втором языке неизбежны ошибки типа анекдотического перевода русского диалога: Который час? — Два часа. — Так много? — Кому как: Which watch? — Two watch. — Such much? — Whom how.

При коордипативпом (чистом) билингвизме два языка совершенно автономны, каждому соответствует свой набор понятий, грамматиче-

скис категории двух языков также независимы. Смешанный билингвизм в идеале подразумевает единый механизм анализа и синтеза речи, а сосуществующие языки различаются лишь на уровне поверхностных структур. Л. В. Щерба называл такую коммуникативную систему одним языком с двумя терминами. Разумеется, реально полного изоморфизма грамматических систем двух языков не наблюдается, происходит лишь их большее или меньшее уподобление. Словарь же действительно может быть единым в плане содержания, различаясь только планом выражения.

Один из авторов данного учебника в ходе полевой работы в дер. Лёждуг Коми АССР в 1968 г. получил запись рассказа рыбака на его родном языке коми о том, как в сетях запуталась окольцованная утка-чирок. Последнее предложение выглядело так: Снимитт кольцосэ и узнайтт, что чирокыс зимуйтэма Францияын "Мы сняли кольцо и узнали, что чирок зимовал [ранее, предпрошедшее время] во Франции". Здесь носитель смешанного двуязычия при полном сохранении морфологии языка коми совершенно свободно и бессознательно (показательно, что текст был им записан!) использует русскую лексику. В других контекстах в значениях "снять", "узнать", "зимовать" он мог бы употребить соответствующие единицы из этнического языка: босьтны, тддны, тбвйыны.

Три выделенных типа билингвизма, конечно, представляют собой идеальные упрощения; у реального билингва преобладает один из них. Субординативный билингвизм по своей природе означает вторичное, неполное владение вторым языком и характерен для начинающих билингвов, но уже на ранних стадиях овладения языком ему сопутствуют элементы координативного и смешанного двуязычия. При эффективном двуязычии реально сосуществуют координативное и смешанное двуязычие (а часто и элементы субординативного) с преобладанием одного из них.

Обычно двуязычие продуктивно, т.е. билингв способен активно использовать второй язык. Особый случай двуязычия представляет пассивный (рецептивный) билингвизм — такое владение вторым языком, когда индивид его понимает, но сам текстов на нем практически не порождает. Для "двустороннего" пассивного билингвизма, когда каждый из коммуникантов пользуется своим языком, но понимает язык другого, иногда используется термин "дуалингвизм" (англ, dual-lingualism) (Lincoln, 1979). Такое явление чаще встречается на границах распространения различных (как правило, родственных) языков.

Обычно билингвы владеют хотя бы одним языком в полном объеме. Однако возможны случаи, когда общение индивида с носителями его родного языка ограничено, а уровень коммуникативного взаимодействия с носителями языка, доминирующего в языковом сообществе, невысок. В подобной ситуации адекватное знание родного языка утрачивается, а второй язык осваивается в ограниченных пределах. Эго явление получило название полуязычия (англ, semilingualism). Лексический состав обоих языков оказывается ограниченным, а грамматическая структура упрощена (Полянская, 1987). Для полуязычия, как и для субординативного билингвизма, переключение кодов нехарактерно.

В отличие от двуязычия диглоссия обозначает такую форму владения двумя самостоятельными языками или подсистемами одного языка,

при которой эти языки и подсистемы функционально распределены, например, в официальных ситуациях — законотворчестве, делопроизводстве, переписке между государственными учреждениями и т.п. — используется официальный (или государственный) язык, если речь идет о многоязычном обществе, или литературная форма национального языка (в одноязычных обществах), а в ситуациях бытовых, повседневных, в семейном общении — другие языки, не имеющие статуса официальных или государственных, иные языковые подсистемы — диалект, просторечие, жаргон.

Важным условием при диглоссии является то обстоятельство, что говорящие делают сознательный выбор между разными коммуникативными средствами и используют то из них, которое наилучшим образом способно обеспечить успех коммуникации. Из этого ясно, что двуязычие нс обязательно сопровождается диглоссией — хотя и редко, но языки билингва могут никак не распределяться в соответствии с коммуникативной ситуацией. Кодовый репертуар одноязычного индивида может быть чрезвычайно ограничен, и в различных коммуникативных ситуациях он будет использовать одну и ту же языковую подсистему. В этом случае можно говорить о его моноглоссности.