Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца
Существует ряд показателей, определяющих понятие доходов:
а) совокупные доходы — общая сумма денежных и натуральных доходов, полученных от всех источников поступления, в том числе за счет социальных фондов;
б) номинальные доходы — сумма начисленных доходов;
в) располагаемые доходы — доходы, которые фактически остаются в распоряжении населения, или конечные доходы;
г) реальные доходы — количество товаров и услуг, которые могут быть приобретены на конечные доходы. Реальные доходы населения определяются соотношением конечных доходов и индексом потребительских цен за определенный период.
Большая часть доходов имеет денежное выражение и включает такие виды доходов, как заработная плата и доходы се типа; доход от собственности; предпринимательский доход; пенсии, пособия, стипендии; материальная помощь; ссуды; проценты и дивиденды; незаконные денежные доходы.
Важным критерием дифференциации доходов населения является платежеспособный спрос.
Платежеспособный спрос населения, или покупательный фонд, измеряется как разница между совокупными денежными доходами населения и нетоварными расходами и сбережениями. Существует также действительный спрос, который представлен реальным спросом населения на товары и услуги; реализованный спрос, который фактически реализован в купленных товарах и услугах; неудовлетворенный спрос, связанный либо с отсутствием определенного товара, либо с низким качеством товаров и услуг. Данный спрос может быть явным, что приводит к накоплению части денежного дохода в виде сбережений, а также скрытым, что приводит к реализации неудовлетворенного спроса посредством покупки других товаров.
Структура денежных доходов населения России представлена в табл. 19.1.
В методологии Всемирного банка, который ежегодно рассчитывает показатели национального дохода на душу населения в странах мира, все государства и территории классифицируются тремя категориями:
1) страны с высоким уровнем дохода надушу населения (от 12,616 долл. и выше);
2) страны со средним уровнем дохода на душу населения (от 1,036 до 12,615 долл.);
3) страны с низким уровнем дохода на душу населения (от 1,035 долл. и ниже).
Это официальная аналитическая классификация Всемирного банка. В качестве источника информации выступает база данных Всемирного банка "World Development". Поэтому показателю за2012 г. Россия находится на 59 месте с уровнем национального дохода на душу населения 12700 долл.
Таблица 19.1. Структура денежных доходов населения
Период |
Всего денежных доходов, % |
В том числе (в % к итогу) |
||||
доходы от предпринимательской деятельности |
оплата труда, включая скрытую заработную плату |
социальные выплаты |
доходы от собственности |
Другие доходы |
||
2011г. |
||||||
I квартал |
100 |
9,5 |
66,2 |
18,7 |
3,7 |
1,9 |
II квартал |
100 |
9,1 |
66,4 |
18,6 |
3,9 |
2,0 |
III квартал |
100 |
9,5 |
66,0 |
18,6 |
3,9 |
2,0 |
IV квартал |
100 |
8,4 |
69,3 |
17,1 |
3,2 |
2,0 |
Год |
100 |
9,1 |
67,1 |
18,2 |
3,6 |
2,0 |
Индикаторы уровня жизни
Для определения динамики уровня жизни используются нормативы, имеющие законодательное закрепление и выступающие системой социальных гарантий для населения: прожиточный минимум, минимальная потребительская корзина, минимальная заработная который должен обеспечить потребление минимального набора благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека в соответствии с уровнем развития экономики. В ст. 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определено, что прожиточный уровень применяется:
1) для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
2) обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
3) формирования федерального бюджета.
Прожиточный минимум, таким образом, берет на себя роль социального норматива, с помощью которого начинают регулировать социальные выплаты, оценивают уровень жизни населения. В Российской Федерации прожиточный минимум рассчитывается как для населения в целом, так и для определенных категорий населения. Так, прожиточный минимум за II квартал 2010 г. составил: для всего населения — 5625 руб.; для трудоспособного населения — 6070 руб.; для пенсионеров — 4475 руб.; для детей — 5423 руб. В России применяется "корзиночный" подход для определения прожиточного минимума. Минимальная потребительская корзина представляет собой совокупность минимальных норм потребления определенного перечня продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Ее стоимость определяет нижнюю границу стоимости жизни в стране. В потребительскую корзину включены около 40 наименований продуктов питания, что составляет в стоимостном выражении прожиточного минимума 68,3%; непродовольственные товары, доля которых в бюджете минимума составляет 19,1%; расходы на услуги — 7,4%; налоги и другие платежи — 5,2%. Прожиточный минимум и потребительская корзина представляют собой, таким образом, две стороны одного и того же, а именно минимума средств, необходимых человеку для жизни. Разница состоит в том, что "корзина" выражает натуральную сторону — перечень продуктов питания, а также необходимых предметов и услуг, тогда как прожиточный минимум — их стоимостную оценку. К сожалению, динамика социальной дифференциации в обществе складывается таким образом, что нарастает разрыв между величиной рассчитываемого прожиточного минимума и среднедушевым уровнем денежных доходов населения. Этот разрыв увеличился с 2000 но 2007 г. с 47 до 55%.
С прожиточным минимумом тесно связан показатель минимального размера оплаты труда (МРОТ), выполняющего роль социального норматива для каждого индивида общества. МРОТ — это оплата за менее квалифицированный, простой труд. Минимальная заработная плата все 1990-е гг. существенно отставала от величины прожиточного минимума, покрывая ее, например, в 1999 г. на 9%, теряя роль социального норматива. Это потребовало принять решение о поднятии уровня минимальной заработной платы до 4330 руб., что по состоянию на конец 2010 г. составляет 80% прожиточного минимума.