Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца

Существует ряд показателей, определяющих понятие доходов:

а) совокупные доходы — общая сумма денежных и натуральных доходов, полученных от всех источников поступления, в том числе за счет социальных фондов;

б) номинальные доходы — сумма начисленных доходов;

в) располагаемые доходы — доходы, которые фактически остаются в распоряжении населения, или конечные доходы;

г) реальные доходы — количество товаров и услуг, которые могут быть приобретены на конечные доходы. Реальные доходы населения определяются соотношением конечных доходов и индексом потребительских цен за определенный период.

Большая часть доходов имеет денежное выражение и включает такие виды доходов, как заработная плата и доходы се типа; доход от собственности; предпринимательский доход; пенсии, пособия, стипендии; материальная помощь; ссуды; проценты и дивиденды; незаконные денежные доходы.

Важным критерием дифференциации доходов населения является платежеспособный спрос.

Платежеспособный спрос населения, или покупательный фонд, измеряется как разница между совокупными денежными доходами населения и нетоварными расходами и сбережениями. Существует также действительный спрос, который представлен реальным спросом населения на товары и услуги; реализованный спрос, который фактически реализован в купленных товарах и услугах; неудовлетворенный спрос, связанный либо с отсутствием определенного товара, либо с низким качеством товаров и услуг. Данный спрос может быть явным, что приводит к накоплению части денежного дохода в виде сбережений, а также скрытым, что приводит к реализации неудовлетворенного спроса посредством покупки других товаров.

Структура денежных доходов населения России представлена в табл. 19.1.

В методологии Всемирного банка, который ежегодно рассчитывает показатели национального дохода на душу населения в странах мира, все государства и территории классифицируются тремя категориями:

1) страны с высоким уровнем дохода надушу населения (от 12,616 долл. и выше);

2) страны со средним уровнем дохода на душу населения (от 1,036 до 12,615 долл.);

3) страны с низким уровнем дохода на душу населения (от 1,035 долл. и ниже).

Это официальная аналитическая классификация Всемирного банка. В качестве источника информации выступает база данных Всемирного банка "World Development". Поэтому показателю за2012 г. Россия находится на 59 месте с уровнем национального дохода на душу населения 12700 долл.

Таблица 19.1. Структура денежных доходов населения

Период

Всего денежных доходов, %

В том числе (в % к итогу)

доходы от предпринимательской деятельности

оплата труда, включая

скрытую заработную плату

социальные выплаты

доходы от собственности

Другие

доходы

2011г.

I квартал

100

9,5

66,2

18,7

3,7

1,9

II квартал

100

9,1

66,4

18,6

3,9

2,0

III квартал

100

9,5

66,0

18,6

3,9

2,0

IV квартал

100

8,4

69,3

17,1

3,2

2,0

Год

100

9,1

67,1

18,2

3,6

2,0

Индикаторы уровня жизни

Для определения динамики уровня жизни используются нормативы, имеющие законодательное закрепление и выступающие системой социальных гарантий для населения: прожиточный минимум, минимальная потребительская корзина, минимальная заработная который должен обеспечить потребление минимального набора благ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека в соответствии с уровнем развития экономики. В ст. 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" определено, что прожиточный уровень применяется:

1) для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

2) обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

3) формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум, таким образом, берет на себя роль социального норматива, с помощью которого начинают регулировать социальные выплаты, оценивают уровень жизни населения. В Российской Федерации прожиточный минимум рассчитывается как для населения в целом, так и для определенных категорий населения. Так, прожиточный минимум за II квартал 2010 г. составил: для всего населения — 5625 руб.; для трудоспособного населения — 6070 руб.; для пенсионеров — 4475 руб.; для детей — 5423 руб. В России применяется "корзиночный" подход для определения прожиточного минимума. Минимальная потребительская корзина представляет собой совокупность минимальных норм потребления определенного перечня продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Ее стоимость определяет нижнюю границу стоимости жизни в стране. В потребительскую корзину включены около 40 наименований продуктов питания, что составляет в стоимостном выражении прожиточного минимума 68,3%; непродовольственные товары, доля которых в бюджете минимума составляет 19,1%; расходы на услуги — 7,4%; налоги и другие платежи — 5,2%. Прожиточный минимум и потребительская корзина представляют собой, таким образом, две стороны одного и того же, а именно минимума средств, необходимых человеку для жизни. Разница состоит в том, что "корзина" выражает натуральную сторону — перечень продуктов питания, а также необходимых предметов и услуг, тогда как прожиточный минимум — их стоимостную оценку. К сожалению, динамика социальной дифференциации в обществе складывается таким образом, что нарастает разрыв между величиной рассчитываемого прожиточного минимума и среднедушевым уровнем денежных доходов населения. Этот разрыв увеличился с 2000 но 2007 г. с 47 до 55%.

С прожиточным минимумом тесно связан показатель минимального размера оплаты труда (МРОТ), выполняющего роль социального норматива для каждого индивида общества. МРОТ — это оплата за менее квалифицированный, простой труд. Минимальная заработная плата все 1990-е гг. существенно отставала от величины прожиточного минимума, покрывая ее, например, в 1999 г. на 9%, теряя роль социального норматива. Это потребовало принять решение о поднятии уровня минимальной заработной платы до 4330 руб., что по состоянию на конец 2010 г. составляет 80% прожиточного минимума.