Всеобщая связь и взаимодействие
В мире нет ничего, стоящего особняком. Любой предмет – звено в бесконечной цепи, соединенное как бы "крючочками" с окружающими звеньями. И эта вселенская цепь нигде не разорвана – она объединяет все предметы и процессы мира в единое целое, она носит всеобщий характер. В бесконечной паутине связей – жизнь мира, его история.
Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении. К основным формам связи относятся пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, необходимые и случайные, закономерные, непосредственные и опосредованные, внутренние и внешние, динамические и статические, прямые и обратные и др. Связь – это не предмет, не субстанция, она не существует сама по себе, вне того, что связано.
Явления мира находятся не только во взаимной зависимости, они взаимодействуют – один предмет воздействует определенным способом на другой и испытывает его воздействие на себе. При рассмотрении взаимодействующих объектов необходимо иметь в виду, что одна из сторон взаимодействия может быть ведущей, определяющей, а другая – производной, определяемой.
Исследования различных форм связей и взаимодействия – первостепенная задача познания. Игнорирование принципа всеобщей связи и взаимодействия пагубно сказывается в практических делах. Так, вырубка лесов ведет к уменьшению количества птиц, а это сопровождается увеличением числа сельскохозяйственных вредителей. Истребление лесов сопровождается обмелением рек, эрозией почвы и тем самым снижением урожаев.
Развитие
Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному. Развитие – это определенное направленное, необратимое изменение объекта или просто от старою к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому.
Развитие необратимо – через одно и то же состояние все проходит лишь однажды. Невозможно, скажем, движение организма от старости к молодости, от смерти к рождению. Развитие – это двойной процесс. В нем уничтожается старое и на его месте возникает новое, которое утверждает себя в жизни не путем беспрепятственного развертывания своих потенций, а в суровой борьбе со старым. Между новым и старым есть и сходство, общее (иначе мы имели бы лишь множество нс связанных между собой состояний), и различие (без перехода к чему-то другому нет развития), и сосуществование, и борьба, и взаимоотрицание, и взаимопереход. Новое возникает в лоне старого, достигая затем уровня, не совместимого со старым, и последнее отрицается. Старое рано или поздно должно умереть, чтобы молодое могло жить. Вечная игра жизни безжалостна, как смерть, неотразима, как рождение. Помните, у А. С. Пушкина:
... у гробового входа
Младая будет жизнь играть...
Наряду с процессами восходящего развития, существует и деградация, распад систем – переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня организации системы, например деградация биологических видов, вымирающих в силу невозможности приспособиться к новым условиям. Когда деградирует система в целом, это не значит, что все ее элементы подвергаются распаду. Регресс – противоречивый процесс: целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать. Далее, система в целом может прогрессировать, а некоторые ее элементы – деградировать, например прогрессивное развитие биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов.
Во Вселенной в целом значительное место занимают циклические процессы, например взаимопревращение элементарных частиц. Если в одних конкретных системах Вселенной преобладает поступательное развитие, то в других возможна деградация. Согласно современным представлениям, известная науке ветвь поступательного развития состоит из дозвездной, звездной, планетной, биологической, социальной и гипотетической метасоциальной ступеней структурной организации сущего.
Принцип развития имеет огромное методологическое значение. Чтобы проникнуть в тайну вещи, нужно разведать тайну ее происхождения. Правильное понимание истории становления явления помогает уяснить суть развитого явления. Вместе с тем по мере углубления в настоящее состояние объекта мы открываем все новые углы зрения на прошлое – низшие формы развития лучше понимаются лишь в свете тех тенденций, которые полностью выявляются на уровне зрелого состояния изучаемого объекта.