Лекция II. Дидактика
Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, то есть чтобы разумное существо – человек приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения... но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их.
Ян Амос Коменский
Общее понятие о дидактике
Педагогическая наука изучает обучение и воспитание в их единстве и целостности как особую социально и личностно детерминированную целенаправленную деятельность по приобщению подрастающих поколений к жизни общества. Для более детального и конкретного рассмотрения каждой из названных частей педагогической деятельности выделяют педагогические дисциплины – теорию обучения и теорию и методику воспитания. Педагогическая дисциплина, исВперед обучение на теоретическом, наиболее общем уровне, называется дидактикой. Таким образом, дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. В конечном счете дидактика должна дать ответ на три наиболее общих вопроса: для чего учить, чему учить и как учить? Однако на пути к ответу на эти вопросы возникает множество других, причем весьма существенных, например: как протекает обучение, какие закономерности ему свойственны; кого учить, где учить, с помощью чего осуществлять обучение, как оценить и проконтролировать его результаты; какие подходы, стратегии обучения наиболее эффективны и др.
Необходимо заметить, что приведенное нами выше определение дидактики не единственное. По-другому дидактику определяют как теорию образования и обучения. В этом случае образование выступает как результат обучения, а обучение – как "путь образования". В образование, трактуемое подобным образом, воспитание не входит, и вся эмоционально-ценностная сторона педагогической деятельности, а также развитие остаются за пределами этих понятий. Иногда дидактику рассматривают как промежуточное звено между психологией как истинным основанием педагогики и практикой обучения, но это уже не педагогический, а психологический взгляд, что данная дефиниция и отражает. Мы же рассмотрим вопросы, связанные с дидактикой и ее объектом, руководствуясь определением, приведенным в начале параграфа.
Итак, дидактика – это педагогическая дисциплина, исВперед обучение на теоретическом уровне. Здесь важно отметить, что это именно одна из педагогических научных дисциплин, отрасль педагогики. Знание дидактики необходимо каждому педагогу, поскольку сегодня нельзя успешно решить ни одной крупной практической задачи без опоры на науку, теоретические знания. В наши дни становится все труднее определять возможный эффект тех или иных форм, методов, средств обучения "на глазок". Кроме того, дидактика разрабатывает способы предсказания, прогнозирования, проектирования последствий введения в практику школы (независимо от того, является ли она общеобразовательной, среднепрофессиональной или высшей) новых методов, новых учебных материалов. В то же время было бы неверно утверждать, что дидактика может дать практике окончательное и универсальное решение этих вопросов. Процесс познания бесконечен, и любая наука развивается через преодоление трудностей и противоречий. Поэтому в данном случае речь идет не о готовых "рецептах", а о том, что дидактика дает педагогу материал для размышлений о собственной деятельности, сопоставления действительного с желаемым и таким образом помогает ему улучшить ситуацию.
Однако сфера влияния педагогической теории в целом и педагогической теории обучения в частности не должна ограничиваться ее применением к деятельности педагога- профессионала. Термин "педагогическая практика", как мы не раз отмечали, имеет более широкое значение, охватывая многие виды деятельности в этой обширной сфере жизни общества. Именно в широком русле социальной практики разрабатывается общая стратегия образования на государственном уровне, создаются проекты педагогических процессов, готовятся учебные материалы и т.д. Можно утверждать, что задачей теории должно быть обоснование всех этих материалов и их использования на практике, поэтому нам и необходима теория практической деятельности, в данном случае теория деятельности обучения, т.е. дидактика.
Термин "дидактика" впервые ввел в научный обиход немецкий педагог Вольфганг Ратке (Ратихий; 1571–1635), назвавший свой курс лекций "Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия". Таким образом, здесь дидактика и педагогика – синонимы. В том же значении использовал понятие "дидактика" и чешский педагог, мыслитель-гуманист Ян Амос Коменский (1592–1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд "Великая дидактика". По своему происхождению термин "дидактика" восходит к греческому языку, в котором слово "didaktikos" означало "поучающий", a "dadasco" – изучающий. Видимо, это и побудило Коменского определить дидактику как "всеобщее искусство всех учить всему". В структуре дидактики он рассматривал и вопросы воспитания, которое, наряду с обучением, трактовал как необходимое условие "формирования нравов в направлении всесторонней моральности".
По мере развития педагогической науки дидактика начинает концентрировать свое внимание на вопросах теории обучения. Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли немецкий педагог, философ, психолог и математик Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841), швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), немецкий педагог и просветитель Адольф Дистервег (1790–1866), основатель русской школы научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870), американский философ, социолог, психолог и педагог Джон Дьюи (1858–1952), немецкий педагог Георг Кершенштейнер (1854–1932), представитель экспериментальной педагогики Вильгельм Лай (1862–1926) и др.
На развитие отечественной дидактики в конце XIX – начале XX в. большое влияние оказали своими труда ми Π. Ф. Каптерев, В. П. Острогорский, С. Т. Шацкий, Π. П. Блонский, А. К. Гастаев, А. П. Пситрак и др. Особенно плодотворно в дидактике советского периода работали К). К. Бабанский, Π. Н. Груздев, Ш. И. Ганелин, Е. Я. Голант, Л. В. Занков, Б. Е. Есипов, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, Н. А. Менчинская, Μ. Н. Скаткин и др. Существенный вклад в научное обоснование обучения, определение объекта и предмета дидактики, выявления ее связей с непедагогическими науками, разработку методологии дидактических исследований, методов обучения и ряд других актуальных проблем дидактики внесли В. И. Загвязинский, В. С. Ильин, В. В. Краевский, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, А. В. Хуторской и др. Их вклад в теорию обучения, как и вклад многих других исследователей, позволяет находить ответы на актуальные вопросы педагогики.